Продолжаем публиковать призовые кейсы студентов, принявших участие в образовательном проекте Digital PRактика. В рамках проекта прошел конкурс на создание коммуникационной стратегии, построенной на основе данных, полученных при работе с системой YouScan. Кураторами проекта стали представители трех брендов FMCG — L’Oreal, Mars и Royal Cannin, которые составили брифы для ребят. Представляем кейс команды Политеха.
Шоколадные батончики. Концепция продвижения
Когда-то в детстве мамы давали нам деньги на школьные обеды, а мы спускали их на шоколадные батончики. Под яркой оберткой было все как обещали: воздушная нуга, густая карамель и восхитительный молочный шоколад. И вот теперь, то, за что мы любили батончики в детстве, из категории «желанное» перешло в категорию «нежелательное». Молочный шоколад – химия, воздушная нуга – калории, густая карамель – кариес. Все вместе – вред здоровью!
Команда получила задание разобраться, в какой момент мы превращаемся в собственных мам и сами себе запрещаем есть сладкое. Найти ситуации и мотивы потребления, определиться с ЦА и убедить ее в том, что батончики кампании MARS – лучший выбор.
Пошаговый рецепт «вкусной» концепции.
Нам понадобятся:
- мониторинг,
- контент-анализ,
- количественный опрос,
- качественный опрос,
- свободные исследования,
- правильные выводы, терпение и вдохновение – по вкусу.
Мониторинг и контент-анализ
Лучший метод для того, чтобы разобраться с контекстом ситуации, понять тенденции и тренды в соцсетях. С помощью системы мониторинга студенты в течение двух месяцев собирали и анализировали необходимые данные.
1. Негативные отзывы
Все начинается с мониторинга негативных упоминаний в соцсетях, так как это помогает понять, что не устраивает потребителя. Считаем и анализируем упоминания по ключевым словам:
- состав (8 994 упоминания),
- калорийность (51667),
- зависимость от вкуса/привычка (2077),
- кариес и проблемы с полостью рта (407),
- вред здоровью (2 669 упоминания),
- много аналогов (740 упоминаний).
Анализ упоминаний о калорийности батончиков:
Упоминания в связи с кариесом:
В результате сформирован топ-5 причин, отпугивающих потребителя и выявлен основной негативный фактор – избыточная калорийность.
2. Ситуации и мотивы потребления категории
Анализируем следующие упоминания:
- Перекус в пути/на работе/в лесу/в туристической поездке (9 208 упоминаний),
- удовольствие – ощущение вкуса (2 285),
- побаловать себя (555),
- антистресс (296),
- депрессия (844),
- в подарок (739),
- «вкус детства» (718),
- к кофе/чаю (3034),
- батончик как благодарность за услугу (739 упоминаний).
На первом месте – Перекус в пути/на работе/в лесу/в туристической поездке.
Ситуация потребления: перекус в пути/ на работе /в лесу /в туристической поездке
111884 упоминаний было проанализировано на первом этапе исследования.
3. Целевая аудитория
Итак, у нас есть две основные составляющие для «приготовления» концепции.
Третья составляющая – ЦА. Судя по тому, что мы уже знаем, нужно искать активных людей, нуждающихся в постоянном пополнении энергетического запаса в «походных» условиях. В идеале они не должны быть зациклены на своем здоровье. Так на горизонте появились спортсмены-экстремалы.
Снова запускаем мониторинг, анализируем социально-демографические характеристики, отношение к спорту, проводим анализ поисковой выдачи по запросам: «восхождение», «лыжники», «полярники». Жаль, что таких людей не так много – они идеальные потребители. Вот что они пишут в соцсетях о батончиках:
«Возможность быстро и надолго восполнить энергию — глюкоза. Удобная форма. Компактные, питательные. Легкоусваиваемые».
«Удобно для собственного перекуса, чтобы не быть привязанным к группе».
Лыжникам необходимо большое количество калорий в короткое время (орехи в батончиках): эффект «проголодался» – быстро перекусил.
Полярники: «Шоколадные батончики быстрее тают во рту (в сравнении с шоколадом)».
Гипотеза:
«Среди спортсменов-экстремалов распространено употребление шоколадных батончиков в качестве перекуса. На основании мониторинга социальных сетей мы выяснили, что это распространенная практика среди альпинистов, бегунов, спасателей.
Наша гипотеза: главным барьером, отпугивающим от употребления шоколадных батончиков, у экстремалов является «спортивная диета» и «ненатуральный состав».
«Цена», «аналоги», «калорийность», «вред здоровью» — не являются важными факторами, влияющими на принятие решения о покупке.
Теперь нужно искать возможности расширить ЦА. Самое время переходить от количественных опросов к качественным. Понадобятся глубинные интервью с доступным в условиях конкурса количеством участников. В ходе интервью конкурсантки пытались выяснить что респонденты считают экстримом, в каких видах спорта едят батончики. Попытались разделить виды спорта на группы: супер-экстремальные, экстремальные, нейтральные.
Результат: корректировка и детализация гипотезы
«Употребление шоколадных батончиков распространено среди спортсменов/экстремалов:
- в видах спорта, в которых нет жесткой привязки к весовой категории;
- у которых нет проблем со здоровьем (лишний вес и аллергия);
- в зимних видах спорта, как вариант перекуса.
Ключевые барьеры, отпугивающие от потребления:
- спортивная диета;
- состав (содержание сахара и ненатуральный состав)».
И вот третий ингредиент из рецепта: профиль потребителя.
Пол: М и Ж
Возраст: 18-35
География: вся Россия
Психографические характеристики: спортсмены-экстремалы и спортсмены, профессионально занимающиеся спортом несколько раз в неделю или каждый день, новаторы и частично ранние последователи, имеют активную жизненную позицию, ведут динамичный образ жизни.
Участницы команды придумали классификацию видов спорта по составу батончиков и на ее основе тест «Готов ли ты к экстриму?», в результате которого пользователь узнает, какой вид экстремального спорта подходит ему больше всего. По итогу предлагается попробовать батончик, который ассоциируется с данным видом экстрима, чтобы набраться сил и смелости для безумного поступка.
Карамель | Нуга | Орехи | Печенье | Вафли | Воздушный рис | Кокос |
Руфинг | Батут | Альпинизм | Бокс | Лыжи | Парашют | Дайвинг |
BMX | Рафтинг | Паркур | Карате | Сноуборд | Параплан | Сёрфинг |
Пейнтбол | MMA | Мотоспорт |
А еще они мастерски разобрались с каналами, в которых должно проходить общение с ЦА. Конкурсантки приняли верное решение: общения онлайн активным людям мало. Нужно переходить в оффлайн – здесь по мнению команды должны проходить самые интересные активации и ивенты.
Главная фишка концепции: Mars extreme festival – event для экстремалов – трехдневный фестиваль для молодых людей, интересующихся и увлекающихся экстремальной тематикой, 14+
Пример активации для Snickers:
Об авторе: Елена Винокурцева, руководитель PR-направления YouScan