В конце концов, все подводят итоги. И мы туда же 🙂
Мы попросили PR-экспертов дать прогнозы о том, каким будет 2016 год с точки зрения коммуникаций. В чем-то многие специалисты сошлись, а где-то выделили совершенно разные тенденции. Истина, наверняка, где-то посередине.
Михаил Умаров, управляющий партнер Comunica:
— Во-первых, думаю, что год будет странный. Рынок будет расти или падать в зависимости от сегмента. По-прежнему плохи дела у автомобильных брендов и у многих b2b-предприятий. Скорее нормально или даже хорошо – в пищевой сфере (особенно, сфере быстрого питания) и здравоохранении, фармацевтике, а также у производителей гаджетов, ставших жизненно важным товаром.
Кто-то уйдет с рынка, кто-то займет место ушедших. Так что единой печальной (или благостной) картины у меня не складывается.
Уходы с рынка, закрытие предприятий и сокращение сотрудников придется объяснять. Значит, для PR-специалистов и агентств будет по-прежнему много работы, как и в 2015 году.
Общее место, но не могу его обойти, — рост рынка digital. Хотя тут, надеюсь, будет преобладать стратегический подход, а спрос на странички в социальных сетях, наконец, упадет.
Абсолютно уверен, что хитом станет Real Time Marketing. Пока этот инструмент используют единицы, но уверен, в 2016 году его «распробуют» с большой пользой для себя.
Обучение в сфере PR, SMM, digital, медиа-тренинги и прочее – будут востребованы, как никогда. Когда же еще учиться, как не в кризис?! Многие специалисты оказались не у дел, значит, у них появилось свободное время, которое можно провести с пользой.
В общем, катастрофы не будет, хотя и радужных перспектив не прослеживается. Будем жить, бороться, брать новые вершины. Впрочем, как и всегда.
Инна Алексеева, генеральный директор агентства PR Partner:
— В 2016 году будет актуальна работа с минимальными бюджетами, под жестким прессингом «догнать и обогнать конкурентов». Департаменты пиара и маркетинга станут еще меньше, а нагрузка сотрудников возрастет. За те же деньги надо будет работать больше.
Среди услуг будут очень востребованы антикризисный PR, GR и внутренний PR.
Ставку пиарщики сделают на PR руководителей — как и в этом году, мы ожидаем большое количество заказов на медиатренинги, в том числе антикризисные.
Что касается агентств, то станет больше запросов на креативные решения — с одной стороны, технологические — с другой. Творческая обработка информационных поводов и встраивание в повестку дня, создание внутренних мемов, юмор — хороши все способы вытянуть максимум из бюджета.
Долгосрочный тренд — технологизация пиара и маркетинга. Такие проекты, как Pressfeed, будут с каждым годом все больше влиять на рынок.
Для агентств продолжит быть актуальной работа с китайскими компаниями, а также борьба с клиентами за талантливых сотрудников-энерджайзеров.
Стратегические коммуникации будут в аутсайдерах — не до них. Зато будут востребованы услуги консультантов по препарированию и росту бизнеса, типа Agency Doctor.
Владимир Виноградов, президент группы компаний Pro-Vision:
— Во-первых, увеличится трансформация медиаландшафта. Многие традиционные издания, в частности с западными компаниями в составе руководства, будут закрываться, уходить в интернет или активно развивать iPad-версии и мобильные приложения, что уже сейчас встречается на медиарынке. Также увеличится количество современных СМИ, которые полностью выросли в цифровой среде и обладают внушительной аудиторией, к примеру, как Meduza.
Первая причина этих перемен – ужесточение в области государственного регулирования и ограничение возможностей иностранных владельцев СМИ. А вторая – стремительное развитие сферы digital.
Во-вторых, в PR-отрасли также продолжится «оцифровка». Так, с точки зрения инструментария в 2016 году усилится сближение традиционного PR и digital-направления. Всё больше клиентов будет интересоваться синтетическими креативными проектами, в которых стандартные инструменты продвижения будут сочетаться с цифровыми. Такие интегрированные коммуникации позволяют получить больший охват аудитории при меньших затратах.
В-третьих, на волне импортозамещения и санкционных войн возрастет число запросов на PR-услуги от российских компаний, что также уже наблюдается на рынке.
Уходящий год дал закладку нескольким тенденциям на рынке Digital, которые сохранятся и в 2016 году, а, возможно, они будут оказывать влияние отрасль и в будущем.
В частности, очень популярными в 2015 году стали приложения Periscope и Meerkat, которые позволяют вести мгновенную прямую трансляцию прямо со смартфона. Топ-блогеры, звезды и политики активно используют этот новый канал для маркетинговых коммуникаций. Есть большая вероятность, что это направление будет развиваться в ближайшие несколько лет стремительно.
Во-вторых, все более востребованным становится интерактив. В России растет популярность медиа, в которых в дополнение к обычным текстам и фотографиям о событиях дня рассказывают при помощи гифок, игр и мемов.
И последнее: в этом году особо остро развернулась борьба между приложения для блокировки онлайн-рекламы и пользователями, с одной стороны, и владельцами сайтов – с другой.
Масла в огонь подлило обновление 9 системы iOS от Apple, которое впервые разрешило установку блокировщиков. Таким образом, одна из двух главных мобильных платформ поддержала направление против рекламы (Google не поддержал). С этого момента начался существенный рост использования таких программ, особенно на смартфонах, что, конечно, не понравилось ни изданиям, ни рекламодателям. Некоторые СМИ даже применяют специальные меры к тем пользователям, кто использует ad block, например, ограничение контента. Как мне кажется, очевидно, что выход – в изменении маркетинговой стратегии и технологий и переходе от назойливых баннеров к новым форматам продвижения.
Филипп Гуров, генеральный директор агентства «Гуров и партнеры»:
— В условиях продолжающегося кризиса роль госзаказа вырастет во многих отраслях. Поэтому на рынке станут более востребованы специалисты с опытом работы в GR и органах власти, понимающие ситуацию изнутри. Например, у нас в агентстве доля GR-услуг была рекордно высокой в этом году. Мы ожидаем, что в следующем году GR принесет нам более половины выручки.
В конце этого года PR-сообщество почти не обратило внимания на обсуждаемый «запрет на PR» для губернаторов.
Эффективность PR-деятельности региональных правительств весьма низка. Собственно, о PR речи даже не идет. Основные средства тратятся на размещение публикаций – часто довольно низкого качества – на коммерческой основе. При этом PR-стратегии нет, а победу в тендерах одерживают малоизвестные компании, не обладающие необходимыми профессиональными компетенциями. Без такой работы, конечно же, можно обойтись. Бизнес крупных агентств слабо зависит от подобных проектов. Но формально российский объем рынка PR может резко сократиться в следующем году. И особенно сильно это повлияет на медиаландшафт в регионах.
В 2016 году можно будет говорить о второй жизни «территориального брендинга». Регионам жизненно необходимо заниматься профессиональным PR, направленным на повышение инвестиционной и туристической привлекательности. Если работу выполнять на должном уровне, вложения в эти направления значительно увеличат доходную часть регионального бюджета.
PR-агентствам придется уделять гораздо больше внимания мониторингу деятельности депутатов. За прошедший год депутаты Госдумы более 50 раз выступали с серьезными законодательными инициативами, затрагивающими сферу общественных коммуникаций и информационных технологий.
Ряд принятых или готовящихся законопроектов может существенно скорректировать работу PR-агентств. Например, с 1 января вступает в действие закон о праве «на забвение». Очевидно, при проведении PR-кампаний в Интернете, особенно в части SERM, уже в следующем году нам придется брать его во внимание.
Что касается технологических аспектов, главный тренд на сегодняшний день – это геймификация. Она затрагивает, как внутренние, так и внешние связи. Даже в сфере Public Affairs всё больше геймифицированных проектов. Отличный пример – «Активный гражданин». Это очень масштабный инструмент вовлечения горожан в управление столицей. Его участниками стало уже более миллиона москвичей.
В России активно формируется понятийный аппарат, различные подходы и инструменты – например, использование системы PBL (points, badges and leaderboards). Основная часть таких проектов – это серьезный консалтинг. Технологические аспекты, конечно, тоже важны, но вторичны.
Мнения собирала Розалия Каневская
Коммуникации-2016: с чем столкнется PR-отрасль в будущем году: 1 комментарий
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.