Перед тем, как начать работу с клиентом, важно понять, готов ли он к PR-продвижению, потому что не всем и не всегда оно нужно. Для этого в самом начале работы клиентам предлагают заполнить опросник – бриф. Он помогает оценить общее положение дел.
Зачем нужен бриф
Бриф нужен не только для пиарщика, но и для самого клиента. Через него он доносит важную информацию о себе и своем продукте. PR-специалисту бриф дает возможность подготовиться к первому созвону, изучить информацию об эксперте, посмотреть его соцсети и говорить предметно.
Мой бриф достаточно длинный, но максимально информативный. Многие клиенты говорят, что, пока его заполняют, структурируют свои же мысли. Например, у меня есть вопрос: «На какие темы вы можете выступать в СМИ». Да, тут надо подумать, зато когда темы прописаны, то и без PR-специалиста эксперт может с ними пойти в СМИ.
Хороший бриф выявляет тех, кому услуга действительно нужна и важна. Бывает так, что в процессе заполнения брифа сам эксперт понимает, что PR пока ему не нужен. Многие не готовы быть включенными в процесс, а это важно. Ведь результат пиара зависит от совместной работы эксперта и пиарщика.
Бриф помогает в самом начале работы выявить заблуждения, с которыми приходят клиенты. Некоторые из них считают, что сразу можно попасть в издания верхнего эшелона типа РБК, Forbes, Ведомости. Это ошибка, если спикер пока ноунейм. Нужно время, чтобы наработать пул публикаций, показать экспертность в других изданиях и уже далее выходить на крупные СМИ.
Еще одно заблуждение – эксперты везде хотят видеть в публикациях свои соцсети, контакты и названия фирм, чтобы приводить лиды. Но важно понимать, что PR – это не реклама. Мы ничего не продаем и не рекламируем. Ссылки, названия бренда указываем по мере возможности.
Речь идет о создании узнаваемого образа и устойчивых ассоциаций с именем персоны. Когда человека знают и узнают в нужных кругах, доверие к нему повышается и ценность его возрастает. Личный бренд дает возможность отстроиться от конкурентов.
Как любой рабочий инструмент, бриф постоянно дополняется и обновляется в зависимости от пожеланий клиентов и хода работы.
Бриф также важен для планирования дальнейшей работы пиарщика. Например, если у вас появится новый продукт или услуга, вы сможете сообщить об этом всем, с кем ранее общались и возможно, он заинтересует клиентов.
Как создать информативный бриф
1. Выбрать программу и форму
Подойдут или Яндекс- или Google-формы. Используя сервис Google,нужно понимать, что компания хранит информацию на иностранных серверах. Поэтому сохранение персональных данных в Google-формах будет нарушением закона о локализации баз данных. Кром того, в любом случае необходимо получить согласие на обработку персональных данных, иначе можно получить штраф.
Суды к персональным данным относят фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, адрес электронной почты, телефон.
В шапку важно добавить информацию о себе, описание и расчетное время на заполнение формы.
- Определиться с перечнем вопросов, которые важны для работы вам, как пиарщику
Например, для меня важно профильное образование, подтверждающее экспертность, опыт работы, понимание, чего хочет клиент от PR.
- Очень важные вопросы сделать обязательными, второстепенные можно оставить открытыми. Их заполнение – по желанию.
Вопросы для брифа
Правильно заполненный бриф влияет на качество работы PR-специалиста. Поэтому важно, чтобы клиент его заполнил информативно и с подробностями.
Александра Филиппова, продюсер и эксперт по медийности, автор телеграм-канала «Круто ты попал»