Бриф для клиента в сфере PR: как создать, примеры вопросов

Перед тем, как начать работу с клиентом, важно понять, готов ли он к PR-продвижению, потому что не всем и не всегда оно нужно. Для этого в самом начале работы клиентам предлагают заполнить опросник – бриф. Он помогает оценить общее положение дел.

Зачем нужен бриф 

Бриф нужен не только для пиарщика, но и для самого клиента. Через него он доносит важную информацию о себе и своем продукте. PR-специалисту бриф дает возможность подготовиться к первому созвону, изучить информацию об эксперте, посмотреть его соцсети и говорить предметно.

Мой бриф достаточно длинный, но максимально информативный. Многие клиенты говорят, что, пока его заполняют, структурируют свои же мысли. Например, у меня есть вопрос: «На какие темы вы можете выступать в СМИ». Да, тут надо подумать, зато когда темы прописаны, то и без PR-специалиста эксперт может с ними пойти в СМИ.

Хороший бриф выявляет тех, кому услуга действительно нужна и важна. Бывает так, что в процессе заполнения брифа сам эксперт понимает, что PR пока ему не нужен. Многие не готовы быть включенными в процесс, а это важно. Ведь результат пиара зависит от совместной работы эксперта и пиарщика.

Бриф помогает в самом начале работы выявить заблуждения, с которыми приходят клиенты. Некоторые из них считают, что сразу можно попасть в издания верхнего эшелона типа РБК, Forbes, Ведомости. Это ошибка, если спикер пока ноунейм. Нужно время, чтобы наработать пул публикаций, показать экспертность в других изданиях и уже далее выходить на крупные СМИ.

Еще одно заблуждение – эксперты везде хотят видеть в публикациях свои соцсети, контакты и названия фирм, чтобы приводить лиды. Но важно понимать, что PR – это не реклама. Мы ничего не продаем и не рекламируем. Ссылки, названия бренда указываем по мере возможности.

Речь идет о создании узнаваемого образа и устойчивых ассоциаций с именем персоны. Когда человека знают и узнают в нужных кругах, доверие к нему повышается и ценность его возрастает. Личный бренд дает возможность отстроиться от конкурентов.

Как любой рабочий инструмент, бриф постоянно дополняется и обновляется в зависимости от пожеланий клиентов и хода работы.

 Бриф также важен для планирования дальнейшей работы пиарщика. Например, если у вас появится новый продукт или услуга, вы сможете сообщить об этом всем, с кем ранее общались и возможно, он заинтересует клиентов.

Как создать информативный бриф

1. Выбрать программу и форму

Подойдут или Яндекс- или Google-формы. Используя сервис Google,нужно понимать, что компания хранит информацию на иностранных серверах. Поэтому сохранение персональных данных в Google-формах будет нарушением закона о локализации баз данных. Кром того, в любом случае необходимо получить согласие на обработку персональных данных, иначе можно получить штраф.

Суды к персональным данным относят фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, адрес электронной почты, телефон.

В шапку важно добавить информацию о себе, описание и расчетное время на заполнение формы.

  1. Определиться с перечнем вопросов, которые важны для работы вам, как пиарщику

Например, для меня важно профильное образование, подтверждающее экспертность, опыт работы, понимание, чего хочет клиент от PR.

  1. Очень важные вопросы сделать обязательными, второстепенные можно оставить открытыми. Их заполнение – по желанию.

Вопросы для брифа 
 

  • ФИО
  • Город проживания (работы)
  • Род деятельности (Расскажите, как можно подробнее. Если несколько направлений, то опишите все)
  • Опишите вашу ЦА
  • Зачем вам нужна медийность?  Как вы ее себе представляете?
  • В какой области(ях) Вы эксперт? (Психология, медицина, банковское дело и пр.)
  • Какое у Вас образование? (Базовое, среднее, высшее. Гуманитарное/техническое, специальность. Это важно при продвижении)
  • На какие темы хотели бы выступать в СМИ? Перечислите 5-7 тем
  • В какие СМИ хотели бы попасть?
  • Есть ли «запретные» и нежелательные СМИ для вас? Если да, то перечислите названия.
  • Какой формат выступлений предпочитаете?
  • Пишете ли Вы тексты сами?
  • Состоите ли в каких-то профильных ассоциациях? Если да, то перечислите, в каких.
  • Какой результат хотите получить от выступлений в СМИ?
  • Есть ли у Вас особые пожелания? (Возможно, Вы мечтаете вести колонку в издании, или собирать пресс-завтраки или что-то еще).
  • Выступаете ли Вы на мероприятиях?
  • Как часто хотели бы выступать на мероприятиях? На каких? С какими темами?
  • Перечислите, если выступления актуальны.
  • Чем Вы отличаетесь от конкурентов в вашей нише? Например, авторский метод, фишки и пр. Напишите все, что Вам кажется важным.
  • Что хотите продвигать в медиа? (личный бренд, свою компанию, товар. Или всё вместе, опишите)
  • Готовы ли рассказывать о себе с человеческой стороны?  Свою биографию, личную историю, мысли?
  • Публиковались ли ранее в СМИ?
  • Сколько времени в неделю готовы выделять на комментарии и выступления?
  • Какой у Вас доход сейчас?  Какой хотите?
  • Какие сейчас у Вас (Вашего бизнеса) стоят задачи?
  • Какая сейчас ключевая проблема, почему Вы не спикер СМИ?
  • Правильно заполненный бриф влияет на качество работы PR-специалиста. Поэтому важно, чтобы клиент его заполнил информативно и с подробностями.

    Александра Филиппова, продюсер и эксперт по медийности, автор телеграм-канала «Круто ты попал»