Антикризисный PR при перестройке бизнеса. Опыт производителя мебели

Умение управлять коммуникациями в кризис, похоже, становится маст-хэвом для любого бизнеса, даже если он средних размеров. Собственник компании-производителя мебели BRENDOSS поделился опытом реализации PR-стратегии, которая помогла компании удержаться наплаву на протяжении двух кризисов: в 2020 и в 2022 году.

Трансформация бизнеса 2020—2023

До пандемии мы изготавливали мебель преимущественно под заказ для HoReCa (отели, рестораны, кафе). Работали с компанией «Своя компания», Ramada, Кольцово, «Шоколадница», Burger King. Тогда основными каналами продаж были мебельные салоны в торговых центрах в Екатеринбурге и Тюмени.

Но пандемия заставила нас быть честными с собой. Изменилось все: магазины в ТЦ были закрыты, производство на мебельной фабрике остановилось. Работали только дилеры, которые продолжали продавать мебель в небольших городах. И каждый месяц простоя мог просто похоронить компанию.

В такие периоды очень важно быстро принимать решения. Мы начали адаптировать BRENDOSS под маркетплейсы. В 2021 году перестроили производство. У каждой площадки есть ограничения по весу и размеру, а некоторые (в частности, Wildberries) какое-то время не работали с доставкой крупногабаритных товаров.

Поэтому нам приходилось буквально подстраивать линейки мебели под требования маркетплейсов. Например, могли уменьшить длину дивана на 10-15 сантиметров, чтобы он входил в монопаллету. Впоследствии мы поняли, что это был всего лишь тренировочный этап.

В 2022 году на фоне общей международной обстановки и санкций мы столкнулись с трудностями в поставках. В изготовлении нашей мебели используются турецкие механизмы, а их перестали доставлять в Россию. Кроме того, на фабрике образовался дефицит ткани: в какой-то момент ее оставалось на неделю. Со временем удалось разрешить эти проблемы с помощью параллельного импорта.

В итоге к 2023 году BRENDOSS были подготовлены и вошли в топ-10 продавцов мягкой мебели на маркетплейсах России.

Коммуникации в кризис

Антикризисный пиар (Public Relations) – это набор стратегий и тактик, направленных на управление негативными последствиями кризисных ситуаций и сохранение репутации компании. 

В момент кризиса необходимо быстро  реагировать на изменения и оперативно решать проблемы. Чем больше компания предоставляет информации о себе, тем больше шансов контролировать ситуацию и предотвратить распространение слухов.

Важно точно понимать, что именно вы хотите получить через использование различных тактик антикризисного пиара. Необходимо просчитывать все на три шага вперед, чтобы не усугубить текущую ситуацию.

Вот какие PR-инструменты использовала компания BRENDOSS:

  • Регулярная работа со СМИ (база СМИ, технология взаимодействия, инициирование публикаций)
  • PR-тексты (статьи, пресс-релизы)
  • Мероприятия для прессы (пресс-конференции, пресс-тур, пресс-завтрак, круглый стол)
  • Коммуникации в интернете (новостные сайты, социальные сети)
  • Сайт компании
  • Корпоративные медиа и внутренний PR
  • PR и благотворительность, социальная политика компании
  • PR-проекты (организация выхода книги, фильма, презентации, открытия и пр.)
  • PR на выставках

PR- кампания

Книга – это один из способов показать свою экспертность и заинтересованность в своей работе будущему клиенту. Один из совместных проектов – это книга, которую я пишу для Wildberries о продавцах.

Это реальные истории селлеров о трудностях,  с которыми они сталкиваются, и их решении. Также в рамках проекта я записываю онлайн-интервью с реальными продавцами, чтобы наш зритель мог увидеть, с чем ему придется столкнуться, работая на WB или понять, как разрулить уже сложившуюся ситуацию.

Что это дает нашей компании? Определенно рост узнаваемости нашего бренда, так как Wildberries размещает ролики с подкастами во всех своих социальных сетях. И люди узнают о существовании нашего бренда благодаря тому, что в титрах упоминается название компании. Уже около шести месяцев мы используем такой пиар-ход и наша компания стала чаще попадаться в ключевых запросах на всех площадках. И конечно же это влияет на продажи.

 

 

 

 

 

 

 

 

СМИ играют важную роль в формировании общественного мнения и распространении информации о вашем бренде. Стратегия сотрудничества с журналистами и редакциями помогает контролировать ваше представление в СМИ.

Мы сотрудничаем с федеральными каналами: Первый канал, Россия 1, Россия 24, Москва 24, а также с региональными телеканалами. В данном инструменте мы используем следующую стратегию, я ежедневно даю свой экспертный комментарий на тему производства и работы на маркетплейсах, которые публикуются на различных каналах с указанием моего имени и названия компании. Это также дает рост узнаваемости.

Регулярно выходят экспертные статьи на онлайн-площадках, что тоже повышает узнаваемость бренда и дает возможность находиться на виду.

Результаты работы со СМИ мы отслеживаем по частоте брендовых поисковых запросов. Например, за последние два года статистика показывает прирост более 50%.

Выступления на конференциях. Я делюсь своим опытом в производстве, бизнесе, в работе на маркетплейсах, затрагиваю волнующие предпринимателей. Никаких дополнительных продаж на конференциях мы не делаем. Каждое выступление дает дополнительный охват в просмотрах нашего бренда мебели. Еще выступления на конференциях – это про формирование социального капитала. Люди очень любят, когда в работе бренда все прозрачно. Используя данную тактику пиара, мы вызываем доверие у потенциальных клиентов.

На сегодняшний день я стал спикером следующих мероприятий:

Подведем итоги

 Важно помнить, что этика и прозрачность – основные принципы успешных пиар-кампаний, помогая удерживать доверие клиентов и партнеров. Они создают основу для долгосрочного выгодного сотрудничества, а это может помочь в кризисный период.

Принципы, которым важно следовать:

— говорить правду

— прислушиваться к потребителю

— думать о завтрашнем дне

— строить связи с общественностью так, будто от этого полностью зависит судьба компании

— быть уравновешенным, терпеливым и всегда пребывать в хорошем настроении

Все может получиться, если у вас есть план, разбитый на цели и задачи. Поможет он избежать и многих кризисных ситуаций. Но если кризис все-таки произошел, то после него важно пересмотреть и усовершенствовать антикризисные стратегии, чтобы быть готовым к возможным будущим вызовам.

Главное фото: Andrea Piacquadio, Pexels.com

Об авторе:  Алексей Никонов, собственник ООО «Брендосс»