В детстве у многих из нас были анкеты для друзей, которые мы заводили в тетрадках и давали заполнять одноклассникам. В преддверии Дня PR-специалиста коммуникационное агентство PR Perfect и Mediabitch вспомнили эту традицию и попросили пиарщиков ответить на несколько вопросов о себе и своей профессии в анкете для друзей.
Дарья Малкова, руководитель PR-отдела группы компаний «ЛитРес»
1. В детстве я мечтала стать… По моим собственным воспоминаниям из детства, я всем сообщала, что буду писателем, поваром-кондитером, балериной или художником. Не знаю, откуда это все было, к последним трем вариантам у меня точно не было и нет особых склонностей. Наверное, просто красиво звучало и было первым, что приходило мне в голову, когда спрашивали. Но зато, когда я на третьем курсе, приехав на зимние каникулы в родной город, пришла на стажировку к маминой знакомой на местное телевидение, она сообщила мне любопытный факт. Оказывается, в детстве я засыпала только под чтение газет, а не сказок. Конечно, похоже на байку, но, возможно, подсознательно я уже знала, кем надо становиться, когда вырасту.
2. Первый мобильник у меня появился в 2002 году. Это была то ли Motorola, то ли Siemens, уже не помню. Но помню, что с полифонией и цветным экраном. И я любила покупать на него мелодии и картинки. В классе мобильники были еще у двух или трех человек, и я чувствовала себя таким первопроходцем, хотя тогда он мне точно был без особой необходимости.
3. Первый раз я воспользовалась интернетом, наверное, классе в восьмом или девятом. Я тогда интересовалась одной исторической темой, которой позже стала более серьезно заниматься в университете, поэтому постоянно искала по ней информацию. А интернет, конечно, открыл для меня неограниченные возможности в этом плане. Ну, а в остальное время общалась с миром в чатах и ICQ.
4. Успех – это постоянно ставить высокие цели и достигать их. Получать видимый и ощутимый результат от того, что ты делаешь. Видеть, что твоя работа что-то меняет к лучшему.
5. Ошибиться – это сделать что-то с возможными негативными последствиями для себя или бизнеса. Но любые ошибки – это опыт и возможность постоянно учиться и расти. Ошибаться – это нормально.
6. Каждый пиарщик должен прочитать… Отличный вопрос пиарщику книжных сервисов ☺ У меня нет какого-то топа книг по профессии, поскольку я придерживаюсь мнения, что каждому может быть полезно что-то своё, и зачастую в художественной книге пиарщик может найти гораздо больше полезных для работы мыслей, чем в профессиональной литературе. Вот первое, что, приходит в голову из того, что было полезно лично мне на определенных этапах.
PR и около: «PR высокого полёта» Инны Алексеевой и Татьяны Гуляевой: хотя книга написала много лет назад, многое в ней актуально до сих пор и хорошо структурирует мысли в голове молодого пиарщика.
«Пиши, сокращай» Максима Ильяхова. Умение писать качественные, логичные, вкусные тексты – базовый навык пиарщика, и здесь нечего надеяться на копирайтеров. И, если проблемы с грамотностью у юного пиарщика должны были ликвидировать еще в школе или, на худой конец, в вузе, то «причесать» структуру и логику текстов вполне можно, например, с помощью этой книги.
«PR в реальном времени» Михаила Умарова. Кейсов от практиков рынка PR очень мало, эта книга – как раз сборник реального опыта от одного из профессионалов российского PR.
Про бизнес вообще: «45 татуировок менеджера» Максима Батырева, «Клиенты на всю жизнь» Карла Сьюэлла, «Бизнес против правил. Как Андрей Трубников создал Natura Siberica и захватил рынок органической косметики в России» Алексея Белякова.
Художественное: «Правда» Терри Пратчетта, «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
7. Ты не пиарщик, если ты не любишь людей, не способен логично и грамотно выражать свои мысли устно и письменно, не готов постоянно меняться, не следишь за тем, что происходит вокруг и у конкурентов, не живешь в информационном потоке, не настроен на позитивный конструктивный диалог.
8. Самое страшное в пиаре как для бизнеса, так и для пиарщика – перестать расти и развиваться, не делать правильные выводы из своего опыта и конкурентов. А еще – обесценивание профессии в целом и функции пиарщика в отдельно взятой компании в частности. Мнение, что пиаром может заниматься любой, и каждый может указывать пиарщику, как ему делать свою работу.
9. Если бы не пиар, я бы все равно нашла, чем заняться. И, возможно, еще займусь: навыки, которые я приобрела за 10 лет в PR, могут быть полезны в любой сфере.
10. PR – это «жизнь в огне», способность делать невозможное и каждый день бросать вызовы самому себе и, конечно, как говорят создатели главного PR-паблика, PR – это любовь. Любовь к спикерам, клиентам, журналистам, партнерам, коллегам, конкурентам, любовь к тому продукту, с которым ты работаешь, и каждой задаче, которой занимаешься.
Татьяна Зайцева, партнер коммуникационного агентства PR Perfect
1. В детстве я мечтала стать учителем русского языка и литературы, медсестрой (недолго), журналистом.
2. Первый мобильник у меня появился примерно в восьмом классе. Sony Ericsson. Писклявая монофония, черно-белый экран и смс по 100 миллионов рублей
3. Первый раз я воспользовалась интернетом тоже классе в восьмом. Чтобы его оплачивать, нужно было покупать какие-то карточки на телеграфе. Вводить сто цифр в бесячее окошко. Стоило это все сто миллионов рублей, а заканчивалось очень быстро. Интернет, конечно же, был для учебы. Родители не разрешили бы лезть туда ещё зачем-то.
4. Успех – это достижение самых желаемых целей, счастье и удовлетворение от того, что ты делаешь. Это эксклюзив в «Коммерсе» и 50 перепечаток, это когда Vogue сам пишет: пришлите обтравки ваших продуктов.
5. Ошибиться – это больно. Я не люблю ошибаться. Долго анализирую и выясняю, где я просчиталась. Но это опыт, который как раз-таки минимизирует количество этих ошибок в будущем.
6. Каждый пиарщик должен прочитать учебники русского языка за 5-11 классы.
7. Ты не пиарщик, если ты не любишь то, что ты делаешь, не веришь в бренды, проекты и людей, которых делаешь известными и успешными. Ты не пиарщик, если не умеешь переобуваться в воздухе, когда твоя стратегия дала сбой.
8. Самое страшное в пиаре – не понимать, что такое пиар.
9. Если бы не пиар, я бы никогда не переехала в Москву, не знала бы, сколько интересных сложных людей есть на свете, не встретила бы своих новых друзей из пиар-отрасли, не стала бы той, кем я есть.
10. PR – это не для слабонервных. Это возможность рассказывать людям интересные факты, делать маленькие, но перспективные компании известными, давать возможность людям знать о существовании крутых, но очень скромных экспертов на рынке.
Розалия Каневская, PR-консультант, основатель PR Bee
1. В детстве я мечтала стать автомехаником. Носить джинсовый комбинезон и бандану и разговаривать с людьми, размахивая большим гаечным ключом. Еще были периоды, когда я мечтала стать юристом (наверное, дольше всего — вплоть до восьмого класса сомнений в профессии вообще не было), химиком (пока в школе не началась органическая химия) и космонавтом.
2. Первый мобильник у меня появился, кажется, классе в восьмом, где-то в 2003 году, получается. Это когда фонарик в сотовом телефоне был вполне веским поводом для покупки, а музыка была монофонической.
3. Первый раз я воспользовалась интернетом… Точно не помню, варианта три: либо чтобы посидеть в чате (кажется, это был чат Рамблера), либо чтобы сделать реферат, либо чтобы завести и отправить почту. Наиболее вероятно последнее.
4. Успех – это чувствовать себя счастливым каждый день.
5. Ошибиться – это нормально.
6. Каждый пиарщик должен прочитать Ли Куан Ю «Из третьего мира в первый». К сожалению, могу посоветовать очень немного книг непосредственно по профессии. Но эта книга, которую написал бывший премьер-министр Сингапура, говорит о том, как изменение сознания и установок может повлиять на благосостояние целой страны. И еще она учит ставить долгосрочные цели, каким бы беспросветным ни казалось настоящее.
7. Ты не пиарщик, если ты не получал отказы от журналистов и не отговаривал своего босса (или клиента) от глупых и даже немного опасных идей.
8. Самое страшное в пиаре — когда происходит риск, о возможности которого ты понятия не имел.
9. Если бы не пиар, я бы стала судьей. Папа был юристом и я долгое время была уверена, что пойду по его стопам. Клиенты не дадут соврать — степень докапистости до нюансов и мои попытки подложить соломку даже там, где, казалось бы, не надо, действительно сделали бы из меня неплохого юриста. Сейчас, когда за плечами уже больше 10 лет работы в PR, понимаю, что эта профессия натренировала во мне навык критического мышления и умения быть «над схваткой», поэтому судья из меня вышел бы рациональный, честный и справедливый. Было бы так, если бы опыта в PR у меня не было и я сразу ушла в юриспруденцию — очень большой вопрос.
10. PR – это, конечно сумасшедший дом. Но тут очень весело и можно найти себе занятие по душе.
Ольга Чехунова, руководитель дирекции корпоративных коммуникаций ИТ-компании CUSTIS
1. В детстве я мечтала стать банкиром. В принципе, больше всего меня привлекали красивый строгий дресс-код и умные финансовые словечки. И того и другого хватило на должности руководителя финансовой практики в PR-агентстве – 100500 встреч и разговоров в банках и с банкирами. Так что, будем считать, done.
2. Первый мобильник у меня появился в 2006 или 2007 году, на четвёртом или пятом курсе филфака, не помню точно. Зато точно помню, что это был LG C3400, такая монохромная раскладушка-капля. Круче, чем первая любовь.
3. Первый раз я воспользовалась интернетом в 2002 году, у себя дома в Нерюнгри в Якутии. Это был первый курс института. Потрясающие своей нестабильностью и ценой подключения по карточкам. Почту на майле мне завела тогда лучшая подруга, сейчас она крутой программер (я до сих пор обращаюсь к ней по техническим вопросам). В первые годы после школы мы активно переписывались с разъехавшимися по всей стране одноклассниками, длиннющие полотна писем – недавно заглянула – дико трогательно, такие юношеские дневники о свиданиях и ценах на сигареты. А ещё в нашей городской библиотеке в Нерюнгри катастрофически не хватало книг. Чтобы почитать по филфаковской программе хоть что-то из художественной зарубежки приходилось часами копировать из интернета и распечатывать пачки бумаги со Стендалем или Бальзаком. Пачки эти, естественно, передавались потом по всей группе.
4. Успех – это когда ты доволен собой и завершённым делом.
5. Ошибиться – это нормально. Главное, чтобы это тебя чему-то научило.
6. Каждый пиарщик должен прочитать тексты перед публикацией.
7. Ты не пиарщик, если ты не ощущаешь периодически, что отвечаешь примерно за всё в этой компании.
8. Самое страшное в пиаре – когда уже не интересно.
9. Если бы не пиар, я бы была не менее счастлива в какой-то другой деятельности.
10. PR – это качественный интерфейс.
Татьяна Яковлева, основатель Московской школы PR
1. В детстве я мечтала стать хирургом.
2. Первый мобильник у меня появился в 2002 году. До сих пор помню, это был Samsung с желтым маленьким экранном.
3. Первый раз я воспользовалась интернетом для поиска реферата. В итоге нашла сайт Павла Дурова, где была библиотека книг и форум. Это было задолго до «ВКонтакте».
4. Успех – это каждый день двигаться к цели, пусть маленькими шажками, мозг сам проложит путь и найдёт решения. Я много обсуждаю это со своими преподавателями в магистратуре по направлению Neuroscience в Высшей школе экономики. Наш мозг так устроен: мы придём к результату, если будем постоянно учиться новому и применять эти знания в деле.
5. Ошибиться – это вырасти.
6. Каждый пиарщик должен понимать потребности своей целевой аудитории и прекратить рассказывать ей то, что ей не интересно.
7. Ты не пиарщик, если не написал пост о том, как много ты работаешь. Все мы этим грешили))
8. Самое страшное в пиаре – не любить то, что продвигаешь.
9. Если бы не пиар, я бы не поехала учиться в Нью-Йорк и не открыла бы после этого свою школу с огромным числом выпускников уже по всему миру.
10. PR – это качественный инструмент создания отношений между потребителями и компанией, в грамотных руках влияющий на бизнес-метрики.
Дарья Афанасьева, PR-менеджер Pierre Fabre Group
1. В детстве я мечтала стать актрисой.
2. Первый мобильник у меня появился в 1998 году, родители подарили на окончание второго класса (вместо собаки!)
3. Первый раз я воспользовалась интернетом в 1999 году, чтобы поиграть с папой в танчики.
4. Успех – это любить то, что ты делаешь, и неважно, в какой сфере своей жизни.
5. Ошибиться – это научиться чему-то сверхбыстро.
6. Каждый пиарщик должен прочитать «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона. Поверьте, вас отпустит!
7. Ты не пиарщик, если ты хоть раз не писал текст на тему: «комментарии старшего специалиста по систематизации ввода адронного коллайдера» (обобщаю все малоизвестное и малопонятное).
8. Самое страшное в пиаре – это звонки рано утром или поздно ночью. Предвестники ситуации, не требующей отлагательств.
9. Если бы не пиар, я бы не встретилась с мужем.
10. PR – это образ жизни. Надо втянуться)
Анкету раздавала основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова