Digital-стратегии при продвижении СМИ. Часть 3. Мобильные версии

Сейчас любой современный житель мегаполиса уже либо имеет смартфон (или иной гаджет), либо мечтает его приобрести в скором будущем. Сейчас рост трафика с мобильных устройств в России (да и в мире) растёт с каждым годом, при этом многие СМИ до сих пор не сформировали чёткую стратегию по отношению к пользователям мобильных устройств. Надо помнить, что всё-таки потребление контента через мобильные устройства ограничено а) размерами экрана и б) скоростью мобильного интернета, поэтому выигрывает то СМИ, которое смогло сделать потребление контента с мобильный устройств максимально удобным для конечного пользователя.
У мобильных версий также есть несколько функций:
1) Расширение аудитории за счёт пользователей мобильных устройств;
2) Увеличение интерактива с сайтом и корпоративными социальными сетями;
3) Дополнительная рекламная возможность;
4) Дополнительный способ дистрибуции тиража.
Тут, опять же, может быть несколько путей.
Во-первых, это может быть мобильная (более лёгкая) версия сайта (без картинок, видео, анимации и т.д. ). К этой же разновидности можно отнести adaptive design, когда сайт трансформируется под размеры и возможности каждого устройства сам, но при этом ( в большинстве случаев) человеку доступны картинки, видео и анимация. Эта технология очень удобна тем издателям и владельцам СМИ, которые не хотят тратится на разработку айпад-приложения, но хотят, чтобы контент сайта удобно было бы читать с мобильных устройств. К тому же, сейчас в России большинство пользователей смартфонов предпочитают просматривать сайты через браузер ( в т.ч. сайты СМИ), поэтому в какой-то степени это даже более выгодный способ. Мы однажды воспользовались именно этим подходом при разработке одного проекта, и нисколько не пожалели — только выиграли, потому что наш конкурент потратился на создание приложения и не получил ожидаемой реакции.
Во-вторых, это может быть приложение для новостей и прочих материалов. Такое приложение, например, сделали РИА-новости. Приложение позволяет пользователю мобильного устройства просматривать материалы в более удобной форме, чем на сайте. Можно создавать приложение под отдельные проекты. Например, так поступил телеканал «ТНТ», когда сделал отдельное приложение для просмотра сериала «Интерны». Само приложение было бесплатным, но за доступ к сериям надо было платить отдельно.
В-третьих, есть киоск или подписка на digital-версию вашего печатного издания — эта технология сейчас доступна и для iPhone/iPad, и для устройств на Android. Так поступают обычно глянцевые журналы. И, внимание, сейчас будет крик души, потому что душа моя, как потребителя, негодует. Среди российского женского глянца только один журнал Cosmopolitan сделал и поддерживает нормальное iPad приложение — оно выходит раньше печатного (а для региональной аудитории это критично — осознавать то, что они не обделены), с удобным интерфейсом, оно не виснет и в приложении использованы почти все возможности, которые даёт тебе digital-версия и не даёт печатная (интерактив, ссылки на сайт, видео, каталоги и т.д. ), iPad версия дешевле печатной. Самое главное — оно не висит и выкладывается вовремя! Казалось бы, это простые истины, но почему-то ими овладело не каждое глянцевое СМИ. И это приносит свои плоды: согласно медиакиту Cosmopolitan, с декабря прошлого года было скачано 210 000 приложений для iPhone и 9000 скачивается ежемесячно, у iPad-версии — 30 000 скачиваний в месяц. Показатель, скажу честно, неплохой для отечественного глянца, хотя без абсолютных чисел из других издательств что-либо утверждать тяжело.
Разберём на простых примерах моих любимых глянцевых журналов.
Российский Harper's Bazaar  больше поход на пдфку, чем на журнал для айпада — почти никаких интерактивных возможностей в нём нет. Зато выкладывается он вовремя и стоит в два раза дешевле своего печатного аналога.
Российский Vogue просто отвратителен в этом смысле — iPad версия в киоск поступает через раз. Сейчас август 2013 года, а к приложении Vogue 8 номеров: первый, второй, третий, за март 2012 год, за март 2012 года (демо-версия), сентябрь 2012 года, ноябрь 2012 года и март 2013 года. Браво! И это при том, что Vogue — журнал, которому просто по моральным соображениям нельзя показать в чём-то своё несовершенство — аудитория этого не простит. Но надо отметить, что по качеству те номера, которые были в айпаде, были намного выше качества HB: хорошо продуманный интерактив, хорошая визуальная составляющая и ничего не висло. Я просто не верю, что от идеи приложения для айпада в Vogue могли отказаться — аудитория журнала позволяет существенную часть аудитории держать на digital-версии. Или не делайте вовсе и молчите в тряпочку о том, что у вас есть приложение для айпада.
Отдельно хотелось бы отметить айпад-приложения ИД Hearst Shkulev — Elle и Marie Claire. История с этими приложениями развивалась поступательно, неторопливо и планомерно. Сначала оба журнала «набивали руку» и сделали приложения бесплатными. Конечно, с точки зрения качества, приложения немного хромали — отдельные страницы часто подвисали, не перелистывались, были технические баги с прокруткой текста и изображениями. Если бы приложение было платным, то такие косяки бы не простили даже самому любимому журналу. За время существования приложений интерактив и интерфейс улучшились, удалось собрать feedback от аудитории, а буквально с этого месяца оба журнала вышли уже в платных версиях — за 66 рублей. Аудитория, которая привыкла читать эти журналы за бесплатно, как правило, не пожалеет двух долларов в силу привычки, к тому же это и дешевле, чем приобретать печатную версию. За время выхода бесплатной версии, айпад приложение поступало в киоск значительно позже, чем выходила печатная версия, но когда приложение стало платным, обе версии стали выходить почти синхронно. В этом смысле развитие приложений Hearst можно считать почти образцовым.
В сегодняшних условиях для того, чтобы оставаться актуальным, журнальному приложению для айпада следует помнить о том, что:
1) Айпад версия должна выходить раньше печатной или в один день с ней;
2) Цена айпад-версии должна быть ниже, чем на печатный аналог. Это логично, потому что айпад-версия экономит вам деньги на печати и логистике;
3) В айпад-версии не должно быть никаких технических багов — нанимайте тестировщиков;
4) Айпад-версия должна быть улучшенной и дополненной версией журнала, с различными интерактивными возможностями для пользователей и приятным и понятным интерфейсом.
Делать приложения вашего СМИ для мобильных устройств платными или бесплатными — решать вам. Например, те же глянцевые журналы и деловые СМИ уже активно работают с подпиской на digital-версии, правда о галопирующих масштабах роста такой подписки говорить пока рано, да и вряд ли в ближайшем будущем мобильное приложение вытеснит с прилавков печатные аналоги. На Украине вот, например, вышел деловой журнал, созданный специально для iPad — «Стратегии». Лично мне, на данном этапе развития медиарынка и новых технологий, нравится подход Elle и Marie Claire — обкатайте технологию на бесплатных версиях, соберите комментарии и выпустите нормальный, доработанный, коммерческий продукт. Ведь свою аудиторию нужно уважать, где бы она не обитала.
Привлечь внимание к мобильным приложениям можно тремя основными способами: через собственно СМИ, через социальные сети и через корпоративный сайт. Для социальных сетей и сайта важно максимально упростить человеку поиск вашего приложения, для этого нужно дать прямую ссылку на AppStore или AndroidMarket. Я понимаю, что это очевидные вещи, но, почему-то, их делают единицы, причем, даже среди уважаемых СМИ.
Этот пост завершает трилогию о digital-стратегиях продвижения СМИ.
Самое главное, помните, что если вы хотите, чтобы ваше СМИ жило ещё долгие годы, начинайте вырабатывать свою digital-стратегию уже сейчас, потому что технологии развиваются быстро, и в какой-то момент вы можете просто отстать от конкурентов.