Иногда мне кажется, что все уже забыли о том, зачем мы дарим подарки нашим клиентам. Новый год и так нелёгкий период, а тут ещё надо думать о том, что подарить, и при этом быть оригинальным. Причём, ложится это всё традиционно на плечи пиарщиков и маркетологов, которым, скажем мягко, в конце года не до того. Когда начинаешь думать о новогодних подарках, кажется, что столы клиентов и так уже завалены миллионами календарей, ручек, ежедневников и кружек с «забавными» надписями и логотипами самых разных компаний. Продраться сквозь такие дебри одинаковых подарков не так-то просто, но и времени на всё не хватает, поэтому обычно среднестатистическая компания отказывается от оригинальных идей в пользу календарей и ежедневников.
Но если задуматься, хороший (необычный, полезный и отражающий суть вашего бизнеса) подарок способен сотворить чудо: лишний раз напомнить о вас клиенту, оставить тёплые чувства о вашем бренде и даже получить определённую долю известности в соцсетях (если ваши клиенты в них активны).
Статья от Solo PR Premium натолкнула нас на мысль о систематизации идей для новогодних подарков. Понятно, что Америку мы не откроем, однако, может быть, эта подборка натолкнёт вас на мысли о вашем — единственном и неповторимом подарке.
1. Поздравьте клиента, используя ваши профессиональные навыки. Копирайтер-фрилансер может написать новогоднее хоку, чтобы продемонстрировать свои таланты, видео-студия может сама снять фильм и предоставить возможность сделать это своим клиентам. Словом, подумайте о вашем ключевом навыке и подумайте какой подарок вы можете сделать клиенту, используя его.
2. Поддержите местных производителей. Неважно где вы находитесь географически и как далеко находятся от вас ваши клиенты. Подумайте — чем ваш регион славится, какие продукты и сувениры могут быть интересны вашим клиентам. Например, все в России (и не только) знают про алтайский и башкирский мёд, оренбургские пуховые платки, тульские пряники. Неважно, дарите ли вы подарок собратьям по территории или (что лучше) клиентам из других регионов, если вы подчеркнёте местный колорит и сможете адаптировать его под бизнес вашей компании, то ваши клиенты очень обрадуются. Но не увлекайтесь брендированием: иногда огромный логотип заставляет отказаться от использования даже самого душевного и нужного подарка.
3. Творите добро. Новый год — отличный повод для того, чтобы стать чуточку добрее к тем, кому повезло меньше. Вовлеките своих клиентов в благотворительную акцию: сделайте пожертвование от их имени в один из благотворительных фондов, организуйте вместе какую-то благотворительную акцию. В США это практикуют часто, а вот в России это только начинает входить в моду. Стоит ли напоминать, что было бы лучше, если благотворительная акция, в которую вы планируете вовлечь клиентов, как-то относилась к вашей компании или вашему бизнесу. Например, кондитерские компании часто помогают детским благотворительным фондам, женский бизнес-клуб может помочь центру реабилитации женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (деньгами, провизией, образовательной деятельностью и т.д. ).
4. Донесите своим подарком какое-то послание или напомните о себе, своём бренде и ценностях вашего бизнеса. Поиграйте с названием вашей компании и сотворите подарок, который мог бы показаться оригинальным. Например, помню как журнал «Малина» всем дарил под новый год малиновое варенье. Было мило.
5. Еда. Что бы там кто ни говорил, а лучший подарок клиенту — это угощение, какое бы оно ни было. Ежедневник с выгравированной именной надписью может проваляться в дальнем ящике стола весь год, пока не окажется полностью бесполезным, а еда всегда приносит радость и в 100% случаев оказывается употреблена по прямому назначению. Узнайте только заранее — нет ли у вашего клиента аллергии или непереносимости каких-либо компонентов, чтобы не было досадных недоразумений.
6. Сделайте что-нибудь руками всем офисом — сшейте игрушки или напеките печенья, а потом вместо открытки приложите клиенту фотографию ваших бухгалтеров и юристов (а лучше того, с кем клиент непосредственно общается — проджект-менеджера, аккаунт-менеджера, пресс-секретаря и т.д. ), старательно пекущих эти печеньки в фартуках с вашим логотипом на груди. Это не только умилит клиента до глубины души, но и послужит замечательным опытом общения для коллег. Конечно, для небольших бизнесов с небольшим числом клиентов это подходит больше, чем для госкорпораций 🙂
7. Пригласите ваших клиентов на концерт/движуху с участием ваших сотрудников. Это может быть рок-концерт, юмористическое шоу, интеллектуальная игра, поппури, просто посиделка в баре с розыгрышем призов и приглашённой группой — да что угодно. Лишь бы сотрудники согласились в этом участвовать. Неформальные посиделки — ключ к развитию бизнеса, особенно если вы работаете в В2В.
8. Даже если ваш бюджет сильно ограничен, у вас есть возможность сделать приятное под новый год вашему клиенту. Выразите ему искреннюю благодарность за сотрудничество в этом году, вспомните смешные и милые моменты в вашей совместной работе, оформите красиво это письмо и засуньте в рамочку. Можете написать настоящую благодарность или отзыв о совместной работе новым клиентами — такие вещи всегда приятно повесить в офисе. Купите красивые баночки и бросьте туда несколько записочек с пожеланиями от всех ваших коллег, лучше написанными от руки. В общем, выход есть всегда.
Простенько, миленько, со вкусом. И ведь самое главное — лежит на поверхности, было бы желание 🙂
Анна, согласен с вами. Когда сядешь, задумаешься, ничего толкового в голову не приходит. А тут читаешь и понимаешь, что вроде все и элементарно просто) Но клиентов как правило не очень хорошо знают, поэтому подарок может в какой степени и «навредит».