Правильно назначить цену — целое искусство. Если поставить слишком низкую — мало заработаешь. Если слишком высокую — будешь сидеть без заказов. Мы подобрали пять способов грамотного ценообразования на фрилансе. Вы сможете воспользоваться одним из них или придумать собственный.
Конкурентные цены
Самый простой способ назначить цену — узнать, сколько берут за работу другие исполнители. Спросите об этом коллег по цеху, посмотрите расценки на биржах фрилансеров, в соцсетях, специализированных Telegram-каналах, на сайтах-портфолио. Дополнительно проанализируйте, что входит в услуги топовых исполнителей. Часто они включают бонусы для заказчика. Например, не только редактируют текст, но и пишут его с нуля и подбирают иллюстрации. Или при разработке логотипа дарят макет визитки.Чаще всего у востребованных исполнителей прокачанный аккаунт на бирже и много положительных отзывов. Поэтому заказчики соглашаются работать по их прайсу. Такая же ситуация с фрилансерами, которые продвигают себя в соцсетях или через PR-публикации. Их имена известны, а клиенты стоят в очереди.
Совет №1: изучайте разнообразные площадки, изучайте расценки коллег по отрасли и сравнивайте похожие предложения. Чем больше выборка, тем лучше.
Тестирование цены
Отправляйте отклики с разными предложениями. В одном поставьте высокие цены, во втором — средние, в третьем — низкие. Примерно через две недели станет понятен результат. Если ответ не приходит, скорее всего, цена слишком завышена для вашей услуги. Если заказчики соглашаются сразу — низкая. Оптимальный вариант — заказчики просят небольшую скидку от предложения. Это и есть равновесная на рынке стоимость подобных услуг.
Совет №2: Называйте заказчикам разные цены, чтобы определить равновесную. Без фокус-группы тут не обойтись!
Ориентация на расходы
Можно назначить цены, отталкиваясь от собственных потребностей. Для этого подсчитайте все расходы за месяц и получите сумму, которую хотели бы зарабатывать. Если ее поделить на количество рабочих часов, то получим стоимость одного часа. При расчете можно ориентироваться на типовую загрузку сотрудников в офисе — 176 часов в месяц — или вывести собственную на основании комфортного графика.
Затем составьте прайс, умножив стоимость часа на количество рабочего времени, затрачиваемого на каждую услугу. Например, час стоит 500 рублей.
Тогда, если вы делаете лендинг на Тильде за десять часов, его стоимость будет 5000 рублей, а если за 20 — то 10 000 рублей. Однако не забывайте, что время на услугу должно быть сопоставимо со средним временем других исполнителей. Если фрилансер верстает за неделю столько, сколько другие за день, то необходимо повышать квалификацию.
Совет №3: Высчитайте расценки на основе собственных затрат. Определите необходимую сумму в месяц и разделите ее на рабочие часы. Затем посчитайте время, необходимое для выполнения каждой услуги, и умножьте его на стоимость часа.
Возможности заказчика
Всегда будут заказчики, которые финансово не могут себе позволить дорогие услуги, и заказчики, для которых любая стоимость приемлема. Имейте это ввиду и опирайтесь на возможности клиента. Если на сайт нужны статьи-заглушки — много не заплатят. Если просят материалы для выставки, а сроки горят, мелочиться нет смысла. Для заказчика результат важнее денег.
Сначала обсудите задачу, поймите ее важность и сроки. Затем наведите справки: масштаб бизнеса, сотрудничество с известными исполнителями, уровень выполненных проектов. Смотрите профиль заказчика на бирже и в соцсетях и спрашивайте рекомендации у коллег. Только после этого назначайте цену. Так вы сможете максимально заработать.
Совет №4: Узнайте возможности заказчика. Ставьте цену выше, если он работает с топовыми исполнителями, представляет крупный бизнес или для него важны задача и сроки.
Редкая специализация
Фрилансер редкой специализации зарабатывает больше. У него меньше конкурентов, а клиенты приходят к нему не за низкими расценками, а за качеством. Поэтому такие специалисты могут диктовать цены.
Оцените собственные навыки и знания — подумайте, на чем вы могли бы специализироваться. После этого посмотрите спрос и расценки на подобные работы на биржах фриланса. Выбирайте услугу своей специализацией, если она востребована, а конкуренция не высока. Расширяйте знания и умения в этом направлении, чтобы войти в круг топовых исполнителей.
Если фрилансер хочет выбрать новую для себя специализацию, ему поможет карьерная карта. Для нового направления запишите, какие знания необходимо будет получить и сколько времени на это потребуется. Подготовьте разные направления и посчитайте расходы на повышение компетенций. Выбирайте специализацию по совокупности трех факторов: востребованность услуги, время и затраты на обучение.
Совет №5: Повышайте квалификацию и работайте над специализацией. Редкий специалист зарабатывает больше, потому что у него меньше конкурентов, и заказчики готовы соглашаться на его условия.
Об авторе: Евгений Барулин, генеральный директор FL.ru (входит в Севергрупп TalentTech)
Photo by Fancycrave.com from Pexels