Соцсети в арсенале PR-служб появились относительно недавно, однако уже без них не мыслит профессиональной жизни ни один уважающий себя пиарщик. Всё большей популярностью соцсети стали пользоваться среди наших коллег из государственных и муниципальных учреждений.
По формальным признакам соцсети идеально подходят для PR бюджетных учреждений: максимальная близость к гражданам и практически нулевые траты (если не считать, конечно, человекочасы пресс-секретаря-администратора группы/паблика/страницы/аккаунта). Но, конечно же, есть свои нюансы: всё это делается своими силами и умеет ряд бюрократических сложностей. Мы решили расспросить наших коллег из разных бюджетных учреждений о том, какие они социальные сети взяли для работы, как используют и каковы их успехи в этой сфере.
Дарья Симоненко, руководитель отдела PR и рекламы ГКУ Объединенная дирекция «Мосгорпарк»:
— Мосгорпарк — учреждение в структуре Департамента культуры города Москвы, координирующее деятельность городских парков культуры и отдыха, включая музеи-усадьбы и Московский зоопарк (всего 100 территорий).
Сегодня вся жизнь молодежи — а это большая часть нашей аудитории — в соцсетях: из них узнают новости, в них ищут места для отдыха и развлечений, делятся друг с другом красивыми фотографиями. Это бесплатный канал для собственной рекламы. У всех крупных парков есть свои страницы в социальных сетях.
Мосгорпарк активно начал развивать соцсети с лета 2014 года. Наш ключевой принцип — стать главным источником новостей обо всех московских парках.
Мы агрегируем новости, выбираем лучшее и выдаем обработанный продукт пользователю, чтобы он не тратил время на поиск и сбор разрозненной информации в сети.
Кроме того, подписчики наших страниц получают бонус в виде быстрых компетентных ответов на вопросы от государственной организации, минуя бюрократическую машину.
Мы используем для продвижения Facebook и Вконтакте — это основные соцсети, где сидит активная аудитория, разная по возрасту и интересам. И Instagram, потому что лучше всего про парки могут рассказать фотографии из них.
Ведем соцсети мы своими силами: в отделе есть сотрудники, в обязанности которых входит ведение соцсетей. Специально несколько человек, чтобы идеи для публикаций были разнообразными.
Используем разные форматы: фото, видео, инфографика, карты. Пользователи любят красивые фотографии из парков (цветы, белки и котики, внутренняя “кухня”), анонсы мероприятий и обзоры событий (например, на выходные), тематические подборки о занятиях в парках (кино, дети, еда, образование, спорт, танцы). На крупные мероприятия (Новый год, День города) для наглядности делаем карты, к зимнему сезону традиционно подготовим карту катков в парках с указанием часов работы и стоимостью входа и проката. Размещаем новости об открытии новых объектов инфраструктуры в парках и благоустройстве. Вконтакте популярны опросы и конкурсы.
На данный момент в Facebook у нас 8 325 подписчиков, Вконтакте — 14 900, в Instagram — 2 987. Активность зависит от удачности постов: лайки отдельных постов превышают 150, а перепосты достигают 80-90.
Всего в социальных сетях всех парков, включая страницы Мосгорпарка, более 380 тысяч человек.
Был потрачен небольшой бюджет на продвижение в Facebook — около 20 тысяч рублей. Это было 11 рекламных кампаний: продвижение постов и страницы. Рекламная кампания охватила почти 200 000 пользователей и принесла нам новых подписчиков. Продвигаем и другими способами: ставим ссылки на соцсети в рассылки сотрудникам и партнерам, в релизы для СМИ.
Если говорить об эффективности, то тут учитываем несколько показателей. Рост числа подписчиков: в facebook за год количество подписчиков выросло почти в 3 раза — с 3 до 8 тыс. человек. В Instagram за полгода (мы начали развивать его в апреле) — больше, чем в 4 раза (с 700 до 3 000 подписчиков). Обращаем внимание на количество лайков и шеров наших публикаций. Рекордное количество перепостов достигало 80-90. Это была практическая информация: карты, инфографика, или очень интересные новости.
На прошлой неделе мы запустили конкурс #мойпарк — предлагаем пользователям фотографироваться в парках и выкладывать в соцсети с хештегом #мойпарк. Лучшие «Москва 24» будет публиковать у себя на сайте. Сейчас в Instagram уже 500 публикаций с указанным тегом, в ближайшее время ждем еще больше красивых фотографий из осенних парков.
Татьяна Баева, пресс-секретарь губернатора Ненецкого автономного округа:
— Мы используем сеть Вконтакте в качестве альтернативы традиционным СМИ. У нас очень малочисленный округ — всего 43 000 человек. Тираж традиционных печатных СМИ 3-5 тыс. экземпляров. Сегодня общее число подписчиков страницы губернатора — чуть меньше 4 000 человек и оно постоянно растет. Интересно, что даже далеко в тундре 97% населенных пунктов, включая крошечные, имеют доступ в интернет, поэтому «Вконтакте» популярен даже на наших арктических островах – Колгуев и Вайгач.
Сообщения пользователей губернатор просматривает сам (на большую часть отвечает лично – вечером и на выходных, остальное передает в работу аппарата), с постингом помогаю я.
Если говорить о контенте, то в основном это новости о происходящем в НАО, интересные снимки, факты. Самые популярные посты – это снимки из полевых выездов губернатора от нашего фотографа Антона. Округ у нас необычайно красив – яркая тундра, бескрайнее море и колоритные национальные поселения.
В начале своей работы здесь думала об аутсорсинге на социальные сети (я переехала в Нарьян-Мар из Москвы, где это является обычной практикой), но специфика округа такова, что практически все друг друга знают лично, любой может подойти к губернатору на улице и задать интересующий вопрос. Половина пишущих в сети — тоже знакомые или знакомые знакомых, поэтому сейчас плохо себе представляю, как отдать коммуникацию в сетях людям, которые не варятся в этой кухне. К тому же, для нас «Вконтакте» — это прямая связь с жителями округа, без бюрократических задержек и формализма.
Та же история и с продвижением. Наша целевая аудитория «Вконтакте» – это активная молодежь Ненецкого автономного округа, поэтому мы не ставим задач по привлечению десятков сотен подписчиков из других регионов. Важно качество, а не количество. Самые популярные региональные группы региона имеют 8-9 тысяч подписчиков – хочется, чтобы все эти ребята узнавали о деятельности главы региона, просматривая его страницу.
Екатерина Макаева, пресс-секретарь,
Российская государственная библиотека для молодежи:
— У РГБМ есть аккаунты Вконтакте, Фейсбуке, Твиттере, канал на YouTube и Инстаграм. И все их мы активно используем.
Когда работаешь с молодой аудиторией, необходимо общаться с ними на их площадках, а сегодня это, в первую очередь, социальные сети.
У нас нет бюджета, и не было изначально. Наши аккаунты появились в 2009 году, когда РГБМ преобразовалась в современное пространство, и мы были одной из первых библиотек, кто вышел в социальные сети. Мы были привлекательны, как что-то новое и необычное, поэтому все наши подписчики – это реальные люди, подписавшиеся на нас «естественным путем». Прирост участников небольшой, но постоянный.
Ведем группы мы сами. У нас есть строгая политика того, что и когда мы выкладываем и нам этого достаточно, чтобы страницы были живыми и интересными. Иногда информация Вконтакте и в Фейсбуке отличается из-за различий в аудитории: Вконтакте сидит в основном наша молодая аудитория (16-24 года), в Фейсбуке – более взрослая (25-35 лет). Мы не увлекаемся котиками (хотя и они у нас появляются) или «беспроигрышными акциями», однако у нас есть и такие посты:
В наши группы мы выкладываем важную информацию по работе библиотеки, афиши мероприятий, анонсы онлайн трансляций, публикации СМИ о нас, отчеты о крупных прошедших событиях, иногда фото или видео отчеты. Публикуем информацию о конкурсах, этапах различных проектов, интересных для читателей, где они могут принять участие. Например, у нас есть ежегодный проект «Фабрика идей» по поиску талантов, которые могли бы использовать нашу площадку для самореализации. В рамках этого проекта у нас проходят мероприятия и акции, и все они, конечно, же освещаются в социальных сетях.
Недавно мы стали снимать небольшие видеоролики о возможностях и ресурсах наших залов, и публиковать видео на нашем YouTube-канале и в других соцсетях. Читатели еще больше узнают о нашей работе и иногда удивляются тому, что у нас есть, а они и не знали.
Алевтина Прозоровская, пресс-секретарь Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области:
— В своей работе я использую Фейсбук-аккаунт Уполномоченный Альфир Бакиров, поскольку считаю, что именно здесь наша целевая аудитория (предприниматели и деловые люди от 25 и старше). Аккаунт веду в основном сама от лица Уполномоченного. Стараюсь поддерживать интерес к странице, выкладывая свежие новости 3-4 раза в неделю. Но иногда Уполномоченный сам лично делает публикации на странице.
Социальные сети — инструмент, помогающий нам привлечь внимание общественности, экспертного и предпринимательского сообщества к той или иной проблеме.
Придание публичности некоторым фактам сдерживает действия тех чиновников и должностных лиц, которые, порой, игнорируют закон и нарушают права бизнесменов, о которых сами бизнесмены иногда даже не знают.
На странице оперативно выкладывается самая последняя информация, ссылки на полезные статьи в региональных и федеральных СМИ. Стараемся также устанавливать обратную связь с подписчиками по наиболее острым вопросам, касающимся сферы бизнеса.
Отмечу, что только за 2014 и 2015 годы число подписчиков аккаунта увеличилось в два раза и сейчас составляет более полутора тысяч человек (начало ведения акаунта — ноябрь 2013 года).
Ирина Березина, сотрудник пресс-службы администрации Перми:
— У администрации Перми есть аккаунты в трёх соцсетях – Вконтакте, Facebook и Instagram. У каждой из них своя специфика, они дополняют официальный сайт мэрии.
Наименее развит паблик «Вконтакте». Сейчас в нем насчитывается около тысячи подписчиков. По сути, сюда просто дублируются новости с официального сайта в формате «краткое содержание новости – ссылка на источник». Есть планы по развитию сообщества и смене его формата, к следующему году он должен заработать не просто как «придаток» сайта gorodperm.ru, а как интересная пермякам площадка со своей спецификой.
Мы понимаем, что популярные в пермском сегменте «Вконтакте» паблики с большим количеством подписчиков уже пора воспринимать как СМИ. Поэтому мы пробуем с ними работать в разных форматах: приглашаем на свои мероприятия, предлагаем свои комментарии по важным темам.
Дальше всего мы продвинулись в Facebook. Это отмечают и пермские журналисты. В сообществе пресс-службы администрации Перми также появляются основные новости с официального сайта. Часто выставляем туда короткие информационные сообщения, которые не публикуются на сайте, официальные комментарии по резонансным темам. Это удобно для медиасообщества: журналисты могут получить официальную информацию оперативно, в комментариях уточнить какие-то детали.
Мониторингу пермского Facebook уделяется достаточно большое внимание.
Пресс-служба реагирует на критические посты лидеров мнений, оперативно предоставляет информацию, объясняет свою позицию в комментариях здесь же, под постом.
В этом году мы опробовали формат Facebook-конференций: ответственный сотрудник мэрии в обозначенное время в режиме онлайн отвечает на все вопросы журналистов по своей теме. Такие конференции достаточно популярны — они позволяют получить ответ на свой вопрос от первого лица, не выходя из редакции.
И последняя соцсеть, в которой мы работаем, это Instagram. Аккаунт создавался для публикации коротких новостей с фото. Достаточно часто популярные паблики «Вконтакте» и пермские СМИ публикуют эти фотографии, ссылаясь на наш аккаунт. С комментариями подписчиков мы также стараемся работать.
Мы понимаем, что существующая модель должна развиваться дальше. Необходимость прямого и оперативного взаимодействия с пользователями соцсетей очевидна. В следующем году планируем стать еще более понятными, близкими и открытыми для пермяков.
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.