5 уроков по PR из античных времён

Не надо думать, что PR —  творение только нескольких последних сотен лет. Люди неплохо соображали в PR-приёмчиках ещё в Древней Греции и Риме, хотя, конечно, и не всегда понимали, что занимаются именно пиаром. Какие же PR-уроки времён античности не устарели и по сей день, а некоторые даже приобрели ещё большую популярность? Брайан Эванс решил провести своё небольшое исследование на этот счёт, а мы решили вам пересказать его идеи.

1. Имейте свою точку зрения

Древнегреческие софисты были в числе тех, кто первым ввёл такое понятие как «точка зрения». Софисты учили будущих правителей и политиков, и некоторые даже верили, что они могут ответить абсолютно на любой вопрос.

Сегодня у нас более реалистичные взгляды на этот вопрос, и мы знаем, что точка зрения — это всего лишь точка зрения. У нас, возможно, и нет ответов на все вопросы, но с увеличением количества новостей, публикаций, статей и ток-шоу, точка зрения — становится тем, что может выгодно нас отличить от других компаний.

2. Убеждайте

Возможно, невозможность убедить сомневающуюся аудиторию в искренности и достоверности — одна из самых больших проблем нашей профессии. Аристотель, как никто другой, владел даром убеждения, и в частности, умел грамотно жонглировать аргументами.

Сегодня, несмотря на то, что культура поменялась очень сильно, сила слова и способность убеждать так и не отошли на второй план. Многие современные PR-специалисты заменяют необходимость убеждения пресс-релизами, которые рассылаются всем, но не достигают никого. У нас есть возможность изменить настроение целой страны одними лишь словами, но мы их очень часто используем неправильно.

3. Рассказывайте истории

Юлий Цезарь написал для своих граждан первый опус, в котором собрал увлекательные истории о военных и политических победах Рима. В книге «Расскажи, чтобы победить», Питер Губер говорит о том, как история может взволновать в человеке правильные чувства. Истории — это всегда двигатели для дальнейших действий и поступков людей. В последнее время пиарщики всё больше внимания стали уделять сторителлингу, чтобы снискать поддержку их компании.

4. Старайтесь говорить правду

Сократ ещё в третьем веке до нашей эры ввёл понятие трёх сит для всего, что человек хочет рассказать. Есть вот такая история:

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Однако же, PR-специалисты нередко балансируют на очень тонкой грани между достоверностью и фальсификацией. Сегодняшний PR всё же отдаёт предпочтение честности и прозрачности, исходя из того, что при любом раскладе, если вы врёте, вас поймают за руку, и будет только хуже. Открытость в отношениях с общественностью — вот новая реинкарнация современного пиара, которая, наверняка, понравилась бы и Сократу.

5. Станьте ближе к своей аудитории

Ещё в 25 веке до нашей эры древнеегипетский сановник Птаххотеп, писал о том, что каждая аудитория преследует свои интересы. Если переводить на сегодняшние реалии, то для нас это означает более глубокое понимание аудитории каждого конкретного СМИ. Неважно какую именно мы преследуем цель — стать частью материала, которую может прочитать наш потенциальный клиент или инициировать восторженный отзыв блогера о нашем продукте — вы должны досконально знать и понимать читательскую аудиторию этих материалов. Суровая правда в том, что до вашего конечного потребителя такая информация при любом раскладе дойдёт очень в небольшом количестве, а каждая такая статья — скорее продвижение, чем продажа.

 

 

5 уроков по PR из античных времён: 1 комментарий