4 правила, общих для работы в пиаре и отношений

Я начинающий пиарщик. А еще я в разводе и теперь точно знаю, что моя личная жизнь сложилась бы удачнее, если бы я начала заниматься связями с общественностью до того, как выскочила замуж. Вернее, она сложилась бы на более выгодных для меня условиях. И скорее всего, намного позже. Или даже никогда.

В ходе профессиональной деятельности мы «продаем» себя начальникам, партнерам, коллегам и еще куче людей. Наверняка, у всех есть знакомый, сумевший окружить себя ореолом зашкаливающей крутости и убедить окружающих в том, что он лучший специалист/эксперт/любовник (нужное подчеркнуть). Работа в public relations может научить правильно позиционировать себя и добиваться лучших условий сначала на деловых переговорах, а потом и в других жизненных ситуациях. Рассказываю, что узнала за год работы в этой новой для себя сфере.

Расскажу о четырех полезных фразах, которые вот уже несколько месяцев звучат в моей голове (голосом начальника).

1. Не спеши предлагать — сначала послушай

Это главное правило коммуникаций. Будучи максимально открытым человеком, я привыкла уже в начале общения обозначать свои приоритеты, границы и цели. А еще — примерный план, как вижу реализацию поставленных задач. Соответственно, часто беру на себя больше ответственности, чем могла бы.

Бизнес-переговоры открыли мне параллельную реальность. Оказывается, если не начинать коммуникацию, размахивая флагом со слоганом: «Я все могу!», можно дать людям возможность сделать что-то самим. И предложить что-то действительно крутое.

Теперь я сначала внимательно выслушиваю инфопартнеров, и часто во время своей презентации они уже берут на себя некоторые дела, снимая с моих плеч немало работы: соглашаются написать текст, сделать визуал, связаться с кем-то из своих подрядчиков. С деньгами тоже работает — можно получить более выгодные условия, если не называть сумму первой. А еще эффективно проводить планерки, на которых все сотрудники высказываются о том, как они видят положение компании и что готовы предложить для улучшения работы. Среди потока идей попадаются настоящие жемчужинки. Вот как соберу своих парней на планерку в пятницу… Шучу.

2. Не спеши обещать, чтобы потом не обламываться самой

Сколько себя помню, я всегда разбивалась в лепешку, чтобы сдержать свои обещания. А еще мне нравилось обещать сделать что-то «в ближайшее время» или «сегодня-завтра». 

Оказалось, что в командной работе все зависит не только от меня и периодически дела делаются дольше, чем мне казалось изначально. Намного дольше. Через какое-то время я додумалась заменить свое стандартное «Отпишусь в ближайшее время» на что-то вроде «Отвечу вам, как только мы с командой все согласуем». 

К примеру, когда я только начинала помогать на открытиях ресторанов в регионах, я собирала предложения местных СМИ и писала всем журналистам, что вернусь с ответом буквально на следующий день. Оказалось, что мои таблички с ценами могут висеть на Гугл диске неделями. И решения созревали в головах руководства не быстрее. У меня возникла потребность в новой формулировке, в которой я снимаю с себя ответственность за принятие окончательного решения. Просто посмотрите на скриншоты из серии «Было/Стало».

 

 

Размазывать ответственность на несколько человек — не так уж плохо. Чувствую, что теперь могу работать в правительстве. Обещать любить до конца жизни тоже не спешу — вдруг руководство не согласует.

3. Не бери ничего авансом — сразу предложи что-то взамен

От позиции «Сейчас сделаем первостепенное, а с остальным потом как-нибудь разберемся» тоже пришлось отказаться. В моей работе действительно было несколько ситуаций, когда данный мной карт-бланш действовал мне же во вред.

Принимая услугу или помощь, мы чувствуем себя обязанными. Если заранее не обговорить условия, есть большая вероятность оказаться в неприятной ситуации, когда попросят сделать что-то сверх плана. 

Полгода назад у меня был неприятный случай. Я сказала инфопартнеру по одному проекту, что наша команда готова сотрудничать в любых форматах. Он попросил разместить их логотип на нашем сайте — стандартная просьба, без проблем. Потом выяснилось, что логотип нужно разместить не только на сайте совместного проекта, но и на сайте нашего агентства. 

Далее последовал разговор о рамках информационного сотрудничества и о том, что у «любых» форматов все-таки тоже есть ограничения. Так вот их нужно проговаривать на самом старте. На этом месте все психологи, в том числе семейные, одобрительно кивнули бы и радостно захлопали в ладоши.

Хотите получить что-то от партнера — сразу сделайте встречное предложение. И на берегу обсуждайте, как вы видите совместное будущее, будь то бизнес или воспитание детей.

4. Больше уверенности в себе и меньше восторга от окружающих (и восклицательных знаков с эмодзи)

Меня умиляет смотреть на мои первые бизнес-емейлы. Восторженно-восклицательная малина со смайликами. Как в том правиле японского этикета: всегда говори с придыханием о собеседнике и немного критично — о себе.

Безусловно, деловая переписка должна быть вежливой и дружелюбной, но все же не истерично-позитивной. Со временем мне удалось выработать свой идеальный стиль — милый, по делу, без экстаза. Хотя с некоторыми собеседниками мы, конечно, можем дать гифка-жару.

Также я пересмотрела некоторые формулировки в сторону более сдержанных. Например, сейчас пишу журналистам, что мы готовы не на «любые форматы сотрудничества», а всего лишь на «разные». Вот это дерзость! Следующая цель — избавиться от восклицательных знаков в приветствии. Хотя нет — я же не железная.

Однако важно не переборщить с деловитостью и некоторой жесткостью. Как и в романтических отношениях, в работе есть тонкая грань между «Я знаю себе цену» и «Мне все должны».

Как всегда, универсальных решений нет и быть не может, но всегда есть возможность учиться и оттачивать навыки на практике. Тем временем, пока я постигаю тонкости пиара и коммуникаций, купила себе кота. Идеальные отношения за еду и чистый туалет.

Об авторе: Юлия Арнаутова, пиарщик PR-премии для малого и среднего бизнеса «Громче!»