Последние несколько лет сфера PR меняется и перестраивается удивительно быстро. Традиционные приемы, такие как пресс-релизы или нативные материалы, по-прежнему эффективны и не сдают позиций, однако новые тренды появляются регулярно.
Благодаря развитию технологий и «интернета вещей» люди получают все больше доступа к информации, их выбор все шире, в то же время, они становятся более избирательными в отношении получаемых данных и новостей. По этой причине PR-индустрии необходимо реалистично оценивать используемые методы с точки зрения эффективности.
1. Внимание к искусственному интеллекту в PR продолжает расти
Об использовании искусственного интеллекта эксперты PR говорят давно, однако пока этот метод остается в зоне экспериментов. Еще несколько лет назад о применении технологий ИИ в области связей с общественностью рассуждали скептически, но теперь эти инструменты постепенно будут становиться обычным явлением, ведь они вызывают все больший отклик у аудитории.
Автоматизированные электронные письма и чат-боты — отличные примеры простого применения искусственного интеллекта. Именно с них можно начать. Специалистам по связям с общественностью, которые еще не внесли ИИ в свои планы, необходимо лучше понять эти инструменты и научиться видеть в них часть будущей работы, ведь уже скоро без искусственного интеллекта будет сложно представить актуальную и отвечающую современным запросам стратегию.
2. Прямые трансляции активно вовлекают аудиторию
Прямые трансляции не теряют популярности. Зачастую видео в формате прямого эфира может получить почти в десять раз больше просмотров или комментариев, чем традиционная статья. Проведение прямых трансляций — отличная возможность инициировать обсуждения и усилить взаимодействие в рамках проводимой кампании.
Не все бренды делают ставку на прямые трансляции и умеют качественно проводить их. Однако результаты говорят сами за себя: это отличный способ привлечь внимание к продукту или новости, поделиться экспертным мнением и начать открытую коммуникацию с клиентами, поэтому этот формат стоит развивать.
3. Анализ данных выходит на первый план при разработке стратегии
При разработке стратегии всё большее значение приобретает анализ данных. Вместо того чтобы действовать интуитивно и наобум, рекомендуется выбрать качественные исследования, тщательный анализ, регулярный мониторинг упоминаний компании в медиапространстве, PR-аудит деятельности конкурентов.
В сложившихся условиях данные становятся ключом к созданию эффективной PR-стратегии. Имея доступ к критически важным данным в режиме реального времени, PR-команды могут принимать обоснованные решения и использовать эту информацию для анализа каждого компонента своего проекта. В 2023 году больше PR-кампаний будет опираться на точные данные, а глубокий анализ станет движущей силой PR-стратегии.
4. Нишевый контент помогает выделиться
Привлечь внимание потребителей в стремительном потоке информации становится всё сложнее. Именно поэтому PR-специалисты теперь чаще обращаются к умному, нишевому контенту, тщательно продуманному и направленному на конкретную аудиторию и определенный рынок. Именно творческие, проработанные кампании, основанные на достаточном количестве собранных данных, становятся эффективным решением для тех, кто не хочет затеряться в информационном шуме и хочет привлечь по-настоящему заинтересованных клиентов.
Кроме того, теперь для работы чаще приглашают нишевых, менее известных блогеров и микроинфлюенсеров, создающих качественный и уникальный контент для узкой, но лояльной и максимально вовлеченной аудитории.
5. Достоверность информации важна
В мире, где аудитория довольно настороженно и недоверчиво относится к контенту, задачей PR-специалистов становится выстраивание прозрачных отношений между компаниями и их клиентами. Контент должен быть честным и аутентичным, новаторским и полезным. Современная аудитория привыкла получать любую желаемую информацию онлайн – и для компаний и брендов необходимо, чтобы клиенты нашли удовлетворительные ответы. Для построения значимой связи и усиления доверия к бренду стоит рассказывать о жизни компании, участвовать в социально значимых проектах, доносить выбранные компанией ценности, подчеркивать социальную ответственность бизнеса и стремиться к интеллектуальному лидерству.
6. PR-стратегии все чаще включают эксперименты с интерактивным контентом
Когда дополненная или виртуальная реальность станет одной из ключевых технологий в PR? Это лишь вопрос времени. Сейчас интерактивный контент ещё позволяет выделяться на фоне конкурентов и удивлять потребителей. Скорее всего, в скором времени VR-технологии прочно войдут в нашу жизнь, и уже в 2023 году многие PR-специалисты смогут активнее экспериментировать с подобным контентом и проводить с помощью VR оригинальные, творческие и прогрессивные кампании.
7. Творчество по-прежнему вызывает больше эмоций
Большинство PR-трендов 2023 года связано с современными технологиями, данными и прогрессом, однако одних алгоритмов и искусственного интеллекта недостаточно для максимально эффективного продвижения. Даже в мире роботов и виртуальной реальности люди — эмоциональные существа, и этот фактор следует учитывать при формировании PR-стратегий.
Специалистам по связям с общественностью необходимо разрабатывать контент, который актуален, интересен и ценен для потребителя. Будьте оригинальны, используйте воображение и не забывайте про креативный подход, ведь именно яркие и творческие кампании находят максимальный отклик и запоминаются потребителям.
8. Забота о клиентах укрепляет лояльность
В последние годы люди столкнулись с множеством сложностей и, пройдя через этот опыт, научились ценить гуманный подход и заботу в самых разных проявлениях. Сегодня потребители с большей вероятностью выберут бренд, который прилагает реальные усилия, чтобы установить с ними связь и оказать какую-то поддержку. Важно ответить на вопрос: действительно ли вы делаете все возможное, чтобы ваши клиенты чувствовали себя частью комфортного сообщества? Вы предлагаете им новые продукты только для того, чтобы быстро заработать, или тратите время на то, чтобы выяснить, какие продукты и услуги по-настоящему нужны в данный момент?
Сегодня одни бренды создают онлайн-сообщества, где клиенты могут участвовать в беседах и общаться с другими людьми. Другие компании проводят регулярные вебинары, на которых люди могут взаимодействовать друг с другом, а также с самим брендом. Если клиенты чувствуют, что их видят и слышат, что их интересы учитываются, они с большей вероятностью останутся лояльными к вашему бренду.
9. Авторитет инфлюенсеров неизменно растёт
2022 год показал, насколько значим авторитет блогеров и инфлюенсеров: многие люди готовы доверять любимым лидерам мнений, авторам telegram-каналов и даже анонимным авторам не меньше, чем официальным СМИ. Однако это не упрощает задачу для PR-специалистов, ведь важно тщательно выбирать инфлюенсеров для сотрудничества, изучать, для какой аудитории ценна точка зрения конкретного блогера или автора, определять, какие идеи и ценности продвигает тот или иной создатель контента. Ошибка в этой сфере может стоить дорого, поэтому сегодня уже не получится просто ориентироваться на количество подписчиков и лайков, необходимо проводить тщательные исследования и анализ при выборе публичной персоны для сотрудничества.
10. Редакционные и нативные статьи – классика остается с нами в 2023
Индустрия PR развивается быстрее, чем большинство других секторов, и компаниям необходимо не отставать, чтобы оставаться впереди конкурентов. Однако сохраняются методики, которые не теряют актуальности с течением времени. Редакционные и нативные статьи в качественных СМИ — отличный пример эффективной классики. Несмотря на то, что этот прием можно считать традиционным, требования к нему меняются. В условиях большого количества информации контент должен быть креативным, привлекательным и полезным для читателей. Необходимо сотрудничать с профессионалами, которые пишут грамотные и оригинальные материалы, способные доносить до аудитории правильные ключевые сообщения.
11. Упрощенные сообщения вызывают больший резонанс
Люди предпочитают читать короткую и емкую информацию о брендах, поэтому нужно оптимизировать сообщения для аудитории. Будьте лаконичны, но теряйте информативность в угоду краткости. В 2023 году люди будут получать еще больше информации и тратить на каждое письмо, пост или сообщение меньше времени. У вас может быть всего несколько предложений, чтобы донести свою точку зрения, поэтому важно сразу переходить к главному и сосредоточиться на сути.
12. Достоверность информации выходит на первый план
После событий 2022 года люди окончательно устали от фейковых новостей и утратили доверие ко многим источникам. В эпоху невероятного потока контента на первый план выходит не доступ к большому количеству информации, а надежные и достоверные источники. Подлинность — это знаковый показатель успеха компании и ключевая тенденция, касающаяся отрасли. Специалисты по связям с общественностью должны убедиться, что у компании есть подлинный голос. Вся информация, продвигаемая о бренде, должна быть проверенной и достоверной. Иначе есть риск потерять клиентов, которые и так уже критично настроены и недоверчивы к тому, что читают и видят, из-за избытка дезинформации.
13. Рассылки через электронную почту не сдают позиций
Социальные сети, пуш-уведомления и чат-боты значительно сократили количество времени, которое PR-специалисты тратят на стратегию работы с электронной почтой. Тем не менее, e-mail-рассылки остаются исключительным инструментом, позволяющим окупить инвестиции. Опросы показывают, что около 70% клиентов предпочитают электронную почту любой другой форме делового общения, и в 2023 году ситуация вряд ли значительно изменится. Журналисты и блогеры тоже зачастую выбирают электронную почту в качестве основного способа связи. Поэтому не стоит отказываться от старого доброго e-mail, но можно комбинировать его с социальными сетями и мессенджерами.
14. Офлайн-ивенты возвращаются
После двух лет ограничений люди соскучились по мероприятиям и встречам! Пришло время вспомнить, что в основе хороших связей с общественностью лежит коммуникация. Отличными способами создания лучшего контента являются интервью с экспертами отрасли, мероприятия, конференции, круглые столы и пресс-завтраки. Мир начинает восстанавливаться после пандемии, поэтому долгожданное возвращение офлайн-ивентов становится одной из самых захватывающих тенденций на 2023 год.
Перечисленное выше – не все, но основные тенденции в PR на 2023 год. Независимо от того, являетесь ли вы частью PR-команды или нет, стоит использовать эти тренды, чтобы добиться роста привлекательности бренда и улучшить свои результаты в новом году. Подводя итоги, можно сказать, что особенно значимым для специалистов становится понимание новых технологий и анализ данных. В 2023 году можно построить PR-стратегии на основе точной информации и придумать кампании, которые наладят прочную связь с аудиторией.
Об авторе: Дмитрий Трепольский, директор по развитию Pronline.ru