Пока медийное сообщество, надев черный капюшон, смыкает ряды digital resistance, мы вместе с соучредителем агентства «Интериум» Алексеем Астафьевым попытались осмыслить современные тренды отрасли.
1. В ожидании цензуры
Современная реальность такова, что государственные чины стоят на страже контента сайтов, информационных ресурсов, социальных сетей. Вероятно, уже скоро всё, что мы видим через поисковик, подвергнется тщательной цензуре и анализу. А пока под блокировкой оказался телеграм, отказывающийся предоставлять спецслужбам доступ к декодированным данным. Владельцы, админы и читатели каналов с замиранием сердца ожидают, чем закончится противостояние Роскомнадзора и мессенджера.
2. Появление новых каналов
Они растут как грибы, и темпы не замедляются. Еще год назад никто и не думал начинать утро с чтения каналов телеграме, а в поисках вдохновения листать Яндекс.Дзен, где можно еще и зарабатывать: раньше нужно было дожидаться 30 тысяч «дочитываний» в неделю, сейчас достаточно 7 тысяч, чтобы эта функция стала доступна авторам.
3. Платный контент
В начале 2010-х человечество неохотно пользовалось платными подписками, сегодня лавина некачественной информации, слабый и однотипный контент вынуждают пользователей платить за хорошие приложения. Многие приложения перешли на тарифный план с оплатой раз в год. Например, в популярном VSCO теперь действует годовая подписка на коллекцию фильтров.
Хотя, что будет после окончательного перенасыщения, пока неизвестно. Сегодня алгоритмы сети меняют свои настройки, например, пессимизация коммерческого контента в фейсбуке уже чувстительно ударила практически по всем корпоративным страницам.
4. Группы по интересам
Пользователи верят, что социальные сети — это не телевизор, здесь нет шаблонов и эталонных героев. Компании всё реже пытаются продать товар через «звездные» посты, а с легкостью находят нужных авторов и идут в тематические группы: сообщество игроманов, людей, ведущих правильный образ жизни, любителей бега и другие. «На каждый товар есть свой блогер», – этот принцип отлично работает.
5. Приложения для каждого
Первое, что я ищу у понравившегося мне бренда — приложение в App Store. Приложение — это пропуск к сердцу потенциальной целевой аудитории, это книга жизни и зеркало души компании. Банки, рестораны, отели, торговцы древностями (ну, и прочими предметами обихода) обзавелись полезными и функциональными приложениями: Сбербанк (там удобно осуществлять платежи и переводы), Starbucks (получать скидки, отслеживать звезды в ожидании бесплатного напитка), Zara и H&M (искать и заказывать одежду, видеть рекомендации), РБК (все важные новости моментально приходят как push-уведомления).
6. Визуальный эффект
«Ты — то, что о тебе рассказывает внешний вид твоего аккаунта» — нравится это вам или нет, этот принцип становится все важнее. Продолжается мощнейший переход от «букв» к визуальному наполнению.
Тексты, конечно, не уходят в небытие, но внимание абсолютного большинства аудитории переключается с небольших описаний с картинками из стока в сторону профессионального и визуально привлекательного контента. Как результат или побочный эффект — мы видим глобальное помешательство на влогах и небывалый ажиотаж вокруг Youtube каналов.
7. Аккаунту — да, сайту — нет
«А ты видел их Инстаграм?» — часто с этого чудесного вопроса начинается знакомство с компанией и/или брендом. Конструкторы сайтов, вездесущие одностраничники — эти премудрости жизни уходят в прошлое, оставаясь мало востребованными. Хороший личный аккаунт – сильная визитная карточка. Социальные сети буквально убивают сайты для малого бизнеса.
8. Потребительский экстремизм
Один «нужный» твит может нанести урон репутации. Чиновники могут обнулить свой имидж одним гневным сообщением в социальных сетях. Отзывы и нарекания от клиентов также имеют колоссальное влияние.
Хорошим примером может служить нашумевшая история с российским производителем обуви Zenden, когда один из покупателей в ответ на жалобу на товар в Facebook, получил довольно резкий комментарий от самого руководителя компании. В итоге случай начали широко обсуждать в СМИ. .
Взбудоражили соцсети дискуссии ресторана Meat Puppets и беременной посетительницы, которой отказались приготовить стейк полной прожарки, и москвички Оксаны Грачевой с кафе «Кофемания» по поводу публичного кормления младенцев в заведении.
9. Интернет вещей + бизнес-процессы = 2018
Онлайн и оффлайн процессы сливаются в одно целое. К примеру, в приложении Иль Патио приходит купон на бесплатный десерт к следующему заказу в ресторане, вот мы уже мчим, чтобы подкрепиться вкусной пиццой и взять подарочный чизкейк. Основатель сети пиццерий Додо пицца, Фёдор Овчинников, ушел дальше и придумал кнопку для заказа пиццы одним нажатием. (Кстати, он же когда-то доставлял свои пиццы на дронах.) В идеальном будущем переход от интернета к бренду будет незаметным совсем: умный холодильник сам подберет и закажет продукты в соответствие с рекомендациями нашего лечащего врача.
10. Оплата в социальных сетях
Собираясь на работу, я уже давно не переживаю, если забыл бумажник: всё нужное есть в смартфоне. А теперь еще и в социальных сетях: ВКонтакте запустила услугу безналичных денежных переводов между пользователями прямо в сообщениях, сервис работает в диалогах на сайте и в мобильном приложении.
Похожая опция есть в телеграм, где переводы можно осуществлять через бота. Тренд явно далеко идущий в сторону финансовых коллабораций с социальными сетями: в начале апреля Mail.ru Group разрешила Национальному бюро кредитных историй анализировать профили заемщиков «ВКонтакте».
11. Чат-боты будущего
Первичный хайп по чат-ботам прошел, началось трезвое осмысление технологии. Многие уважаемые себя бренды используют функционал ботов во благо и для нужд своих клиентов, не надеясь на чудо, а трезво осознавая способности помощников, освобождающих руки занятых сотрудников.
В этом году было создано несколько интересных ботов в телеграм. Например, русскоязычный аналог Tinder (контент 18+), бот-переводчик на арабский язык или переводящий с более чем 50 языков мира, бот для поиска и скачивания музыки, бот, подбирающий синонимы к словам, бот, пишущий любую статью по запросу… Впрочем, это уже совсем другая история.
Правда, все эти боты продолжат существование, только если телеграму удастся выстоять под напором блокировок.
От множества трендов на рынке digital у нормального человека голова идет кругом. Но не так страшен волк, как его рисуют в Sketchpad. Достаточно разложить всё по полочкам, записать план в заметках смартфона и начать пользоваться, внедрять и учиться быть технологичным в ногу с моделью телефона. В течение года появится еще много веяний, поспеть за всеми, конечно, не получится, однако, можно выбрать полюбившиеся и внедрить чат-бот в компании, раскрутить страничку в социальной сети (и перестать, наконец, печатать визитки), стараться не подпадать под цензуру и будет вам счастье эпохи web 3.0, в которой, как пишет Википедия, ссылаясь на автора концепции Web 2.0 Тима О’Рейли, интернет вплотную взаимодействует с физическим миром.
Об авторе: Алексей Астафьев, соучредитель digital-агентства «Интериум»
Фото в материале — pexels.com