Если вы пиарщик из разряда и-чтец-и-жнец-и-на-дуде-игрец, то вам просто необходимо в достаточно приличной степени освоить навыки письма. Вопреки расхожему мнению, мы не считаем, что тексты, которые пишут пиарщики (например, для СМИ), должны быть продающими. Они должны быть интересными. Они должны решать определенные репутационные и информационные задачи, но никак не продавать. Поэтому наша подборка лучших книг о текстах почти наверняка будет очень отличаться от тех, что составляют копирайтеры. Но ради этого мы и затеяли проект 100 лучших книг по версии Mediabitch — чтобы собрать в одну профессиональную библиотеку те замечательные книги, которые могут пригодиться в работе именно пиарщикам.
1. Писать легко
Эту книгу можно уважать уже за один подстрочник — «Как писать тексты, не дожидаясь вдохновения». Работа пиарщика, к сожалению, очень часто похожа на работу на конвейере — тут уж некогда ждать, когда для написания релиза к вам прилетит муза. Автор — известный журналист и медиатренер Ольга Соломатина на простых правилах и практических заданиях учит, как написать быстро и хорошо практически любой текст — в корпоративный блог, в СМИ или вообще для себя, в стол.
2. Копирайтинг: как не съесть собаку
Бородатая, но совершенно не зря любимая многими копирайтерами книга. Дмитрий Кот, с присущей ему скромностью, дотошностью и простотой рассказывает, как написать качественный бизнес-текст — от слогана до текста для сайта. Если вам, ко всему прочему, приходится ещё и заниматься рекламой, то это совершенно бесценная книга, полная реальных советов, лайфхаков и примеров.
3. Сторителлинг
Про сторителлинг так или иначе слышали все (ну или почти все), кто работает в PR. Но далеко не все перешли от теории к практике. Автор книги Аннет Симмонс рассказывает, как создавать истории, как делать их работающими и интересными, где находить истории и что с ними делать дальше. Книга — настоящий мануал для тех, кто хочет использовать сторителлинг для продвижения бренда, написания статьи или публичного выступления. Книга, кстати, вышла больше 10 лет назад и не раз входила в список лучших бизнес-книг всех времен. И не зря.
4. Слово живое и мертвое
Это вовсе не бизнес-книга о бизнес-текстах. Это книга — сборник сочинений блистательной переводчицы и поэта Норы Галь, которая изучает родной язык и делится своими находками в статьях и письмах к друзьям. Но есть, конечно, и заглавный труд — сочинение «Слово живое и мертвое», где Галь без тени жалости распинает канцеляризмы, ошибки в публицистике, избыточные англицизмы и ещё целый легион текстовых грешков. Быть может, в этой книге и нет советов о том, как сделать текст лучше, но она заставляет нас обратить внимание на собственные же ошибки. И, поверьте, в языке мы все те ещё грешники.
5. Как писать так, чтобы вам доверяли
Не очень распространенная в России, но очень полезная книга для тех, кто хочет установить доверительные отношения с человеком по ту сторону текста. Многое в книге посвящено деловой переписке, но советы авторов (Кеннет Роуман и Джоэл Рафаэльсон), безусловно, пригодятся и в других видах текстов. «Как писать так, чтобы вам доверяли» — настоящий сборник работающих лайфхаков по доверительному письму. В конце книги вас даже научат как просить деньги (на проект или благотворительность). Так что пиарщикам-фандрейзерам очень настоятельно рекомендуем внести эту книгу в свою личную библиотечку. Рецензию к книге, кстати, написал сам Огилви — уверял, что её нужно прочитать минимум три раза.
6. Клад для копирайтера
Самый большой плюс этой книги авторства Элины Слободянюк — она написана на русском языке и на основе российского опыта. Второй большой плюс — книга перерабатывает произведения классиков копирайтинга и предлагает некую выжимку, поэтому тем, кто ограничен во времени, такой подход будет очень удобным. Ну и третий плюс — это фактически пошаговое руководство, которое, кажется, способно научить писать сносные тексты, даже если последний ваш текст был написан на экзамене в выпускном классе. И то на тройку. Отдельной строкой хотелось бы выделить главы про мини-копирайтинг и огромное множество реальных примеров.
7. Бизнес-копирайтинг
Очень и очень полезная книга для тех, кто пишет тексты для серьезной аудитории. Если ваша деятельность связана с написанием текстов для хардкорного В2В, проблемного IR или других бизнесов суровых сибирских парней, то книга Дениса Каплунова совершенно точно должна поселиться на вашем столе. Эта книга учит тому, чтобы любой ваш текст был воспринят всерьез. Нагрузили ли вас написанием коммерческого предложения для продажи анодных заземлителей или вы задумали сделать white paper для клиентов своего трубопрокатного завода, книга Каплунова вам с этим поможет и расскажет, как создать подходящий для такого случая текст.
8. Бла-бла-бла
Чудесная, легкая и совершенно необходимая книга для всех, кому по долгу службы приходится сталкиваться с текстами. Эта книга не про копирайтинг, а про то, что каждое слово должно иметь смысл. Дэн Роэм учит не растекаться мыслями по древу, не позволять себе и окружающим пустословия и создавать с помощью слов то представление о себе, которое нам хотелось бы. В книге множество понятных милых иллюстраций и воздушная верстка, которые заставят вас буквально проглотить книгу за один вечер.
9. Без воды: как писать предложения и отчеты для первых лиц
Западная практика пиара настаивает на том, что пиарщик должен быть правой рукой руководителя. Увы, в России это далеко не всегда соответствует действительности, однако очень часто PR-менеджеры подчиняются напрямую первым лицам компании. Но так ли хорошо мы представляем, насколько ценно время руководителя? Умеем ли мы писать предложения по захвату мира так, чтобы большие боссы их дочитали до конца и приняли? Книга Павла Безручко учит как раз искусству письменного сообщения своих идей сильным мира сего. Большой бонус — книга рассказывает о том, как устроено восприятие именно российского руководителя.
10. Как писать хорошо
Книга Уильяма Зинсера не зря стала настольной книгой всех тех, кто пишет нехудожественные тексты. Жанр при этом совершенно не важен — это может быть статья в научный журнал или рекламный буклет туристического агентства. Сильное преимущество книги заключается в том, что она написана не только для профессиональных литераторов, журналистов и копирайтеров, но и для всех, чья интеллектуальная деятельность хотя бы иногда требует облачения мыслей в слова. Зинсер обстоятельно рассказывает, как писать любые тексты на любую тему — о людях, о путешествиях, о себе, о технике, о спорте, об искусстве и многом-многом другом. В век личного брендинга и в эпоху блогеров «Как писать хорошо» — пожалуй, одна из самых полезных бизнес-книг, которые только существуют на русском языке.