За последние 10 лет я руководил несколькими интеллектуальными командами. Сначала творческим коллективом (ретро-группой). Потом коммуникационным агентством – причем и как один из собственников, и как полунаемник, после прихода в наш бизнес старшего партнера. Теперь – гибридными, творчески-деловым проектами (в основном, группой и студией звукозаписи). И это явно не последнее, чем я займусь.
Всё это проекты не очень прогнозируемые – не всегда понятно, чем закончится день. Бизнесы небольшие, больше пары десятков человек в них занято никогда не было. И это с неполным подчинением, а то и без него. Клиенты, сотрудники, деньги – бардака хватает.
За это время, мучительным и не всегда последовательным опытом, я пришел к десяти (я люблю круглые цифры) правилам. Не всегда получается – я не могу себя назвать заматерелым профессиональным управленцем — но я пытаюсь. Итак, начнем.
1. Определитесь со стилем руководства
Я сталкивался с двумя подходами. Условно назовем их «советски-семейным» и «западно-структурным». В первом случае это, упрощенно, хаос, «вместе прорвемся», «коллеги важнее», «любим и ссоримся всерьез». Во втором, допустим, ассесменты, KPI, матрица управления, профессиональная иерерхия, «клиент наше все» и так далее.
И та и другая модель имеет свои сильные и слабые стороны. Но, что важно понимать, это совершенно разные модели комплектации команды. Или лояльные тебе люди, которые тебе часто как семья. То есть, своих не сдаем, дружим взасос, но и ссоримся тоже по-взрослому. Либо по профессиональным компетенциям, когда «ничего личного – просто бизнес», и вся лояльность или история отношений работает ровно до следующей аттестации.
Коллективы, в которых я руководил, были в основном первой модели. Сейчас я об этом жалею – но лишь потому, что мало знаю о второй (в прозападной по стилю управления компании «ВымпелКом» я руководил лишь двумя стажерами, всего несколько месяцев, и к тому же на пару с моим руководителем). Это то, что я планирую в ближайшие годы наверстать.
Чего мне точно не хочется наверстывать, так это еще раз оказаться в компании, переходившей от одной модели к другой. Это было в «нулевых», когда «команда-семья» меняла «команду-прозападников» (где это было, не скажу). Там мне стало понятно, что сосуществовать эти системы практически не могут.
Так что выбирайте, кем быть – отцом-заступником, либо боссом-коучем. И не мечитесь между ними в рамках одной команды.
2. Не бойтесь быть слабым
Специально уточню – не некомпетентным, незнающим или нерешительным, а именно слабым. Звучит не по-мужски. И на первый взгляд непрофессионально. Но только на первый, потому что на самом деле это бывает сложнее, чем быть сильным.
Я открыл это для себя, когда решил одну сложную ситуацию (судьбу одного проекта, который мне частично принадлежал), буквально дав «слабака». Причем, публично — поплакавшись в facebook. Сработало.
А окончательно меня в этом убедил в прошлом году мой тренер по русскому рукопашному бою (тот еще «слабак», как вы понимаете). Дело в том, что слабость сбивает с толку, и ты можешь это использовать. Мне рассказывали, что один мой знакомый, владелец одного из крупнейших российских PR-агентств, может позвонить конкуренту, переманивающего у него сотрудника, и сказать жалобно «не забирайте его у меня он мне нужен, ну пожалуйста». Детский сад? Ну да. Только это работает.
Понятно, что это скорее для, скажем так, внешних раздражителей. И использовать это в команде нужно лишь в исключительных ситуациях. Я все-таки сторонник того, чтобы руководитель был понятным и прогнозируемым с точки зрения свои коллег. А слабость вселяет неуверенность. Но ситуации бывают разные – иногда и так нужно себя вести.
3. Лучше когда от вас уходят, чем когда вы увольняете
Этому меня научила моя бывшая любовь еще в 2003-м году. Она довела наши отношения до ситуации, когда я хлопнул дверью. Потом она мне пояснила, что сделала это специально, чтобы мне было легче ее бросить. Легче для моей самооценки.
Я долго не мог этого понять. И жаль, что я долго тянул с принятием этого принципа. Не люблю я увольнять людей, даже за дело, даже тех с кем как бы война и все понятно и кто очень сильно не прав. Мягкие разговоры на эту тему я не люблю тем более: сразу хочется пожалеть человека, начинаешь копаться в себе, передумывать.
Я до последнего (ну хорошо, до предпоследнего) стараюсь сделать так, чтобы от меня ушли. Я делаю это по тем же причинам, что и та самая девушка.
4. Поймите, нужен вам партнер или нет
Не заместитель, не куратор, а именно партнер. Мои самые успешные и при этом комфортные для меня проекты делались именно так. Когда я оставался один (даже если формально был не один) – это сильно сложнее. Такой я человек, что мне нужен партнер — старший, младший, равный, зависит от человека. Сейчас у меня есть, скажем так, гибридный товарищ – то равный, то младший, а то и старший, зависит от задачи. И это круто.
Партнер стимулирует, может дать «волшебного пенделя» (а ты ему), приносит равный опыт и силу.
В то же время есть у меня знакомые, которые не могут ни с кем ужиться, не хотят, либо им реально никто не нужен.
Определитесь – увы, думаю, что только опытным путем это можно понять. Но понять нужно.
5. Храните все резюме, которые вам когда-либо присылали
Три года назад у меня возникла ситуация, требовавшая срочного найма нескольких человек. Мне не могли помочь ни кадровики, ни объявления в фб, ничего – тогда digital-коммуникации были рынком кандидата.
Тогда я вспомнил о папке, куда несколько лет скидывал все резюме. Буквально чуть ли не рабочий день провел за этой задачей, перебрал несколько десятков CV. Проблему закрыл.
Храните все, даже самые странные резюме, так же, как и прочие контакты.
Люди меняются, вы меняетесь. Одну девушку мне вообще сватали, как подругу жизни … но в итоге мы просто поработали — недолго, но полезно. Мало ли что.
6. Не бойтесь мешать работу с дружбой и любовью
Есть мнение, что нельзя работать со второй половиной, родственниками и друзьями. Ерунда.
Мой самый первый крошечный бизнес (а по сути фриланс), мне в начале нулевых помогали делать мой брат и дедушка. Мое агентство изначально было семейным — партнером была моя бывшая жена, недолго работал брат. Нынешний его владелец – тоже семейная компания. В группах играли и играют мои друзья…
Не скажу, что это всегда был положительный опыт. Например, расставаться точно тяжелее. Но именно расставаться, а не работать!
Есть ведь одна важная вещь. Если человек профессионал – он профессионал во всем. Как бы банально это не звучало. Так что если кто-то не сработался «по семейно-дружеским» — первое что я спрошу, насколько стороны, вообще говоря, компетентны в своем деле.
7. Клиент и сотрудник могут быть одинаково важными
Все вот эти корпоративные ценности типа «клиент всегда прав», либо, напротив, «своих не сдаем» — на мой взгляд, это идеализм. Жизнь чуть-чуть сложнее, чем лозунги – многие руководители, особенно молодые, в них заигрываются.
Мне кажется, что в случаях, требующих серьезного выбора, нужно просто писать плюсы и минусы той или иной ситуации. Принимать решение, с кем ты остаешься — с клиентом или человеком. Цинично, ну а как иначе. Тем более что часто возможны компромиссы – клиента можно «перезагрузить», а сотрудника перевести на другой проект.
8. Гендерные различия значения не имеют
Есть куча клише на этот счет. Что мужчины однозадачны. Что женщины терпеливее и выносливее. Что женский коллектив это сплетни. Что мужской коллектив это попойки. Чего я только не слышал и не читал. Причем все считают по-разному, голова идет кругом.
Для себя, я проанализировал около сотни моих бывших коллег, партнеров и руководителей. Не скажу за все отрасли, но в коммуникациях и в музыке ни одно это правило не работает: мужики-сплетники, девушки-выпивохи и так далее. Гендерных правил нет от слова совсем. Может в прошлом веке и были, но равенство полов их давным-давно стерло.
9. У вас всегда должно быть решение – логическое или интуитивное
Один мой бывший партнер не мог (или не хотел) объяснить мне одно важное и сильно не устраивавшее меня решение. Вернее объяснил, но не убедил. И тогда он сказал мне что-то вроде – «нет, так не сработает: интуиция, старик». Я растерялся и не нашел чем это крыть. Хотя найтись было нужно, последствия были так себе.
Однако есть и хорошие новости — я взял это на вооружение. У меня всегда есть решение любой проблемы! А когда я говорю «не знаю» — я просто хочу чтобы решение исходило не от меня, и только!
Потому что когда я не знаю, как его пояснить (и тем более, когда я его только что придумал) – я говорю волшебное: «интуиция, старик». Тут главное, чтобы за хитрым прищуром, который выдает в тебе весь твой могучий ум, которому ты и обязан появлением этой интуиции, стоял опыт. В случае бывшего партнера это десятилетия руководства сотнями людей на огромных проектах. В моем – десятки коллег, меньше проекты, но суть та же.
Короче, нет опыта – нет интуиции. Есть опыт – интуиция твое последнее убежище. Чтобы не было вот этого «шеф уже не тот», «мямля» и прочее. Ей-богу, лучше принять неверное решение, чем вообще ничего не решить (последнее редко заканчивается хорошо).
10. Любовь живет три года, а ненависть — год
Бывшие коллеги, с которыми у меня случались конфликты, становились моими клиентами. Клиенты, с которыми мы вдрызг ругались, возвращались. И напротив, преданные и прекрасные уходили «на темную сторону». Причем, если второе обычно происходило после нескольких лет дружбы и любви, то первое – обычно раньше.
Я не знаю никого, кто бы мог долгие годы проносил в своем сердце ненависть и тяжесть расставания. Есть пара случаев, которые я пока наблюдаю слишком недолго, чтобы сделать выводы. Но даже там, если мы и станем многолетними врагами (не с моей стороны, я всех … почти простил) — это скорее отголоски огромных личных и рабочих сложностей. А пока я счастливый человек – не знаю, чтобы кто-то много лет точил на меня зуб. Даже когда я бывал весьма не прав.
Так что, если конечно не было никакого криминала, многолетних тяжб и прочих моментов – через год можно смело общаться с человеком. Как бы тяжко вы с ним не расставались.
Константин Максимюк,
основатель агентства «Новый интернет» (часть ГК «КРОС»), автор книги «Новый интернет для бизнеса», автор проекта «Где мое лето», владелец «Студии Мюк»
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.