Что-то мы в последнее время часто пишем про копирайтинг. Но, с другой стороны, значит запрос есть! Собрав весь свой 10-летний опыт работы с текстами, Ольга Антипина решила поделиться с читателями Mediabitch своим опытом и профессиональной копирайтерской мудростью.
1. Не удивляйтесь
Иногда к копирайтеру обращаются с просьбой сделать работу, которая займет у него не больше пяти-десяти минут – например, скомпоновать приглашение или написать простой трехчастный план мероприятия.
Если вам вдруг станет неловко взять деньги за такой, казалось бы, пустяк, значит, вы еще не привыкли к мысли о том, что людей, способных создать связный текст, на самом деле очень немного. Пользуйтесь этим и ничему не удивляйтесь.
2. Требуйте максимально точное техзадание
Если речь не идет о каком-нибудь эксклюзивно-творческом тексте (например, стихотворном поздравлении), то вы должны заранее уточнить как можно больше деталей. Само собой нужен план текста и утвержденный объем. Обговорите также и стиль, подачу, акценты, особенности лексики. Внимательно слушайте клиента – вполне возможно, он захочет увидеть в тексте конкретные словосочетания, неосознанно повторяя их несколько раз в процессе формулировки техзадания.
А для стихотворного поздравления заранее выясненные акценты тоже нужны, на самом деле.
3. Требуйте максимальное количество исходных материалов
В случае работы над большим текстом: презентационным буклетом или статьей для Википедии — полный объем информации становится понятен только в процессе работы. Пусть у вас будет выбор — это поможет сделать по-настоящему эффективный и интересный текст.
4. Не изобретайте велосипед
Персона, которой вы должны написать приветственное слово, скорее всего не вчера появилась в медийном поле. Поищите, что и как раньше говорил этот спикер, обратите внимание на его «особенные» слова и принципы построения фраз. Используйте это, адаптировав к вашей теме.
5. Не пишите вычурно
Ваш заказчик не хочет получить красивый текст, он хочет с помощью текста решить конкретную задачу, а вы должны предложить оптимальное решение, а не самовыразиться. Да, иногда бывает обидно за нещадно вырезанный из теста изящный оборот, но если смысл при этом не пострадал, значит, результат достигнут.
6. Будьте готовы ко всему
Прощание с коллегами в стиле русской былины. Поздравление в стиле «Конька-Горбунка». Сонет на тему нового производства. Никогда не знаешь, что попросит заказчик, но всегда нужно невозмутимо отвечать: «конечно, сделаю».
7. Найдите свою нишу
Когда я работала специалистом по связям с общественностью, мне несколько раз приходилось искать авторов для написания коммерческих статей промышленной тематики. И это всегда не очень хорошо заканчивалось – сторонние авторы просто не владели нужной темой, не могли сходу разобраться в продукции и технологиях моего клиента. Статьи в итоге писала я сама, чему сейчас очень рада – именно ко мне за текстами для тех самых клиентов коллеги обращаются в первую очередь.
Отсюда вывод – нельзя быть копирайтером «про все». Найдите свою тему: АПК, IT, машиностроение, химпром. Познакомьтесь поближе с деятельностью предприятий этих направлений в своем регионе – и вы не останетесь без заказов.
8. Будьте готовы к долгим согласованиям
Просто будьте готовы. Спрячьте подальше свою гордость и творческий гений и вместе с заказчиком доведите текст до нужного результата.
9. Помогайте коллегам
В команде, работающей над большими презентационными материалами: буклетами, брошюрами и т.п. , может не быть редактора. А поскольку никто лучше вас не знает ваш текст, вы можете помочь дизайнеру-верстальщику. Предложите не только словесное, но и визуальное решение текста: определите выносы, порекомендуйте такое расположение текста на странице, при котором самое важное будет выглядеть наиболее эффектно и т.д.
10. Читайте
Хорошие тексты для копирайтера – источник вдохновения, стилистических решений и словесной легкости. Тот, кто не читает, писать не может.
Ольга Антипина,
Специалист по связям с общественностью SP Media
"но всегда нужно невозмутимо отвечать: «конечно, сделаю». "
НЕТ, категорически.
Так начинающий автор превращается в человека-комбайна, делающего всё, но как попало.