Креативность стала новой валютой PR- индустрии и бизнеса: в условиях огромного информационного потока заметен и успешен тот, кто способен создавать что-то яркое и необычное. Поэтому предлагаем вам подборку 10 самых ярких фильмов, которые развивают креативность.
Креативность — это умение думать вне шаблонов и стереотипов, иметь свежий взгляд на вещи. Люди, обладающие этой чертой, быстрее адаптируются к новым условиям, быстрее принимает правильные решения в сложных ситуациях и являются более гибкими.
Американский психолог Джой Пол Гилфорд установил, что в основе творческих способностей лежит дивергентное, разнонаправленное мышление, что включает такие понятия как оригинальность, способность видеть несколько решений одновременно, гибкость, ассоциативность и образность.
Как восстановить способность видеть жизнь вне шаблонов, которая с течением жизни утрачивается? Один из самых приятных способов – кино, которое может дать вдохновение и натолкнуть на самые смелые идеи.
Почему мы креативны?
Этот фильм – настоящее исследование длиной в 30 лет о природе творческого человека. Немецкий документалист Герман Васке на протяжении всего фильма задает один и тот же вопрос более ста самым успешным и известным актерам, музыкантам, художникам, писателям, бизнесменам и политикам, включая Дэвида Боуи, Анджелину Джоли, Марину Абрамович, Дэвида Линча, Билла Гейтса, Далай-ламу. В результате исследования выявляются особенности креативного мышления, которое присуще всем творческим людям.
Куда приводят мечты
Фантастическая мелодрама, снятая по одноимённой книге Ричарда Мэтисона, уносит нас в сказочный мир Крис и Энни, души которых даже после смерти стремятся быть вместе. Крис отправляется в ад – чтобы спасти душу возлюбленной, ему предстоит преодолеть себя.
Этот сюжет напоминает древнегреческий миф об Орфее, спустившийся в потустороннее царство за своей возлюбленной Эвридикой. Автор затрагивает в картине одну из самых сложных тем – тайна жизни и смерти, и прибегает к целой серии знаковых визуальных образов: живопись Возрождения, творчество прерафаэлитов, картины Дали и триптихи Босха, чередующиеся с библейскими мотивами.
Фильм напоминает старую истину: наш мир – это то, о чем мы думаем и куда направлена мысль, ведь из мыслей рождаются действия. Фильм удостоен премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, правда, было это в 1999 году.
Восемь с половиной
Пожалуй, один из самых значимых фильмов мирового кинематографа и центральная работа Федерико Феллини, отмеченная двумя «Оскарами» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая работа художника по костюмам в черно-белом фильме», а также главного приза Московского международного кинофестиваля. «Восемь с половиной – это нечто среднее между бессвязным психоаналитическим сеансом и беспорядочным судом над собственной совестью», – делился Феллини в одном из интервью.
Феллини переживал кризис, работая над сценарием к картине. Он уже составил письмо продюсеру, в котором отказывался от проекта. Но когда увидел, сколько людей могут остаться без работы по его прихоти, решил снять все же фильм о своей ситуации – о режиссере, который загнан в творческий тупик. Главный герой – режиссер Гвидо Ансельми, которого сыграл Марчелло Мастроянни – перед съемками едет отдыхать на минеральные воды, но буквально все и всё мешают ему готовить сценарий — актеры, их агенты, старые друзья, коллеги, жена, любовница, мать, давно умерший отец.
Гвидо, а вместе с ним и зритель, перестает различать, где реальность, а где иллюзия. Этот эстетический эксперимент перевернул представления о возможностях кинематографа.
Весна, лето, осень, зима... и снова весна
Действие фильма южнокорейского режиссера Кима Ки Дука происходит на изолированном озере, где в маленьком плавучем храме живёт старый монах-целитель и его юный воспитанник. Фазы развития и становления человека уподоблены временам года: детство, отрочество, юность, зрелость.
Фильм снят так, будто соединены несколько короткометражных лент. В одной части появляются вопросы, а в следующих частях нужно разглядеть ответы, и так возникает целый цикл, который начинается и заканчивается в один и тот же период.
Все циклично и символично: весна – это перерождение и любовь, с которой также начинается грехопадение юного монаха. Что сначала стало исцелением и лекарством – в конце обернется ядом и разрушит изнутри. Весна всегда возвращается, но никогда не бывает такой, как прежде.
Быть Джоном Малковичем
Артхаусная драма Спайка Джонса – гениальная фантазийная картина с тщательно продуманным сюжетом и оригинальным, непохожим на другие ленты, замыслом. Сценарий Чарли Кауфмана долго не находил финансирования, и именно участие Малковича после личных просьб тестя режиссера – Фрэнсиса Форда Копполы – стало решающим для съемок картины.
Действие разворачивается в офисе на 7,5 этаже, где в одном из шкафов при открытии маленькой двери можно на некоторое время побыть актером Джоном Малковичем. Неудачливый актер-кукольник Крейг и его предприимчивая коллега Максин после открытия этого «атракциона» организуют небольшой бизнес и предлагают клиентам за 200 долларов на 15 минут побыть в теле кумира.
Человек
Документалист Ян Артюс-Бертран задается вопросом: что делает нас людьми? Что объединяет? Откуда мы берем вдохновение? Почему стремимся к знаниям и новым открытиям? На протяжении трех лет он собирает две тысячи историй о мужчинах и женщинах из 60 стран мира, представителей совершенно разных культур и этносов.
Автор снимает портретные планы, намеренно не называя имен, а также показывает общие планы единомышленников, объединенных идеями, целями и общими интересами. Обмен опытом помогает расширить людям их мыслительный горизонт и мотивирует на самосовершенствование.
Малхолланд-драйв
Дэвид Линч – не из режиссеров, которые рассказывают простые и понятные истории. Визуальная красота кадров поражает воображение не меньше, чем его витиеватые кинематографические приемы.
Перед просмотром легендарной ленты Линча стоит не забывать о концепции – действие разворачивается одновременно в двух параллельных мирах. Один – реальный, обыденный, а другой мир постоянно меняется. Сперва мрачный и преступный, далее это мир грез и воображения, который соединяется в какой-то момент с реальным так, чтобы зритель усомнился, где какая реальность?
По сюжету две таинственные девушки, Наоми Уоттс и Лаура Хэрринг, актриса и неудачница, встречаются и сталкиваются с чередой запутанных событий. Линч не дает разгадку, ведь его творения не стоит толковать однозначно, он оставляет недосказанность и предлагает каждому домыслить действие самому.
Великая красота
Многие кинокритики называют картину Паоло Соррентино ремейком или киносатирой знаковой драмы Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Главный герой Джеп Гамбарделла – блестящий итальянский писатель празднует свое 65-летие в центре Рима.
Он в буквальном смысле прирос к богемной жизни и утопает в декадентской неге итальянской столицы. Однажды Джеп узнает, что не стало его единственной и настоящей любви – через сорок лет разлуки она призналась в своих мемуарах, что он для нее был любовью всей ее жизни.
Джеп начинает задумываться, а не прошла ли его жизнь напрасно. Паоло Соррентино — последователь гениального Бернардо Бертолуччи. Он показывает эстетически безупречное кино, и говорит о настоящей и мнимой красоте бытия, переплетая эти понятия на протяжении всей ленты. Соррентино подчеркивает, что порой жизнь – абсурдная и запутанная кавалькада.
Пробуждение
Просмотр этого фильма побуждает к новым открытиям. Эта история произошла в реальности, в 1969—1970 году с невропатологом Оливером Саксом. Фильм повествует о докторе, который стремится понять, почему его больные находятся в состоянии летаргического энцефалита. Ему приходит в голову целый спектр решений и он решает провести эксперимент над своими подопечными. На время ему удается вернуть их к жизни. После этого открытия ему придется посмотреть по-новому на свою жизнь.
«DAU»
Когда сегодня слышат о «Дау» — понимают, речь пойдет о кинематографе будущего. Для режиссера Ильи Хржановского это вторая картина, снятая по сценарию Владимира Сорокина и мемуарам вдовы советского физика Льва Ландау. Бесспорно, это одна из крупнейших и самых радикальных арт-провокаций российского кинематографа.
Зритель попадает в киномир автора на стыке сна, игры и реальности. За более чем 10 лет, что ведется работа над проектом, «Дау» успел стать легендой, где смешались правда и вымыслы, где одну и ту же личность можно рассматривать с множества различных точек зрения.
Объясняя идею проекта, автор не скрывает своего отношения к советскому мифу, пропитанному страданием, болью и насилием. Поняв, что полной правды о великом физике найти невозможно, Хржановский вводит вымышленного героя Дау, который проживает очень похожую жизнь, но без жесткой привязки к Ландау.
Смена концепции открывает мастерам возможность самовыражения. «Этот фильм не про безумного Дау, – поясняет Сорокин. – Это про безумный ХХ век». Режиссер намерено не снимает тут профессиональных актеров, роль Дау получает российский дирижер греческого происхождения Теодор Курентзис.
В фильме нет четкого сценария, а люди играют самих себя. На сегодняшний день «Дау» включает 13 фильмов и сериалов, длительностью от одного до десяти часов. Какими бы ни были многочисленные претензии к проекту, это качественно новая форма произведения и беспрецедентное событие в мире кинематографа.
Об авторе: Анжелика Кристева, руководитель по коммуникациям кинотеатра MoviesChain.io