Телеграм — опасный полигон, где одна неосторожная публикация способна превратиться в настоящую PR-катастрофу. Даже самые стойкие бренды с большим PR-отделом рано или поздно могут столкнуться с угрозой репутационного кризиса в соцмедиа. Команда СКАН-Интерфакс промониторила инфополе и разобрала несколько примеров телеграм-скандалов.
Цифровой след в Телеграме — это уже не просто очередная галочка для KPI, а важный фактор при принятии решения о покупке. По данным «СберМаркетинга», в 2025 году 70% розничных продаж будут зависеть от цифровых взаимодействий с аудиторией, включая контакты через отзывы, поисковые системы и, конечно, соцсети.
Но иногда ТГ-посты дают обратный эффект: вместо повышения вовлеченности они могут подмочить репутацию и оттолкнуть лояльную аудиторию. Возьмем, к примеру, недавний скандал с брендом одежды Monochrome. 6 мая в ТГ-канале появился пост по поводу отложенного открытия бутика в центре Москвы из-за парада Победы. Казалось бы, нейтральная новость об изменении времени работы 7 и 9 мая, никаких рисков. Если бы не роковая подпись к публикации: «Потому что, что? Правильно — парад. Потому что, что? Правильно — всем плевать на бизнес чужой. Ноу комментс, как говорится…»
В комментариях практически мгновенно посыпался негатив, который усугубила оборонительная реакция бренда: перепалка с подписчиками и даже баны. Со временем стадия отрицания сменилась на принятие, и подъехал антикриз: компания отредактировала пост и закрыла комментарии. Именно поэтому мы не смогли найти первичное сообщение и следы скандала в первоисточнике. Но профильные ТГ-каналы помнят все: мы позаимствовали скриншоты у UnderПяр.
Инцидент быстро разошелся по телеграм-каналам и СМИ. Пользователи начали массово отменять бренд: оставляли негативные отзывы, упоминая низкое качество товаров и русофобию, даже предлагали закрыть магазин. Не помог и официальный ответ с извинениями от генерального директора, опубликованный менее чем через сутки. Хотя за несколько дней это принесло бренду пару десятков тысяч новых подписчиков, спровоцированный скандал сильно ударил по репутации.
Зачем вообще нужно было оставлять такой комментарий к обычному инфопосту? Вероятно, совладелица бренда и по совместительству ответственная за социальные сети решила, что аудитория разделит боль упущенной прибыли. Как она отметила в личном ТГ-канале, ситуация аналогична отключению интернета или пробкам из-за перекрытых дорог. Есть одно но: социально-политические темы слишком чувствительны для массовой аудитории, а значит, несут потенциальные репутационные риски (которые в кейсе Monochrome стали реальными).
Monochrome – далеко не единственный бренд, который случайно напоролся на острие ножа и сделал харакири собственной репутации. Собрали еще три интересных кейса самоликвидации в PR.
ТГ-сага от кинорежиссера
Хуже PR-скандала может быть только его продолжение в собственном телеграм-канале. На этом поймали режиссера Сарика Андреасяна, который выступал перед студентами Московского киноколледжа. Краткая предыстория: во время мероприятия из зала прозвучал вопрос о его отношении к фестивальному, некоммерческому кинематографу. Мнения спикера и аудитории разошлись, режиссер вспылил в ответ на критику, вступил в перепалку со студентами, послал их и вышел из зала. Молодое поколение, естественно, сняло все на видео и выложило в сеть.
Под горячую руку киноэксперт опубликовал собственный разбор ситуации в своем ТГ-канале. Это еще больше раздуло инцидент, его подхватили другие ТГ-авторы, объем критики сильно вырос. Мораль истории отлично подчеркнули в ТГ-канале «Беспощадный пиарщик»: «Если скандал состоялся или он раскручивается и вы однозначно понимаете, что не в вашу пользу, помолчите, чтобы не ухудшить свое положение».
Кликбейтные заголовки от Яндекса
Кликбейт все еще остается рабочим инструментом для повышения охватов, которые у многих — важный KPI. Тем не менее, есть большая разница между умелой коммуникацией нужных посылов с вау-эффектом и притянутыми за уши заголовками. Первое помогает получать бонусы за достижение целей без PR-последствий, а второе способно активировать кнопку «антикриз». Немыслимые преувеличения особенно опасны, когда бренд коммуницирует с требовательной аудиторией (привет, телеграм-читатели: мы знаем, что вы всегда докопаетесь до правды).
Так случилось с анонсами Яндекса, который решил сделать несколько хайповых посевов в телеграм-каналах о запуске YandexGPT 5 Pro. Заголовки были такими:
- ПРОЩАЕМСЯ С CHATGPT — новая нейронка Яндекса превратила Алису в мощнейшего ИИ-помощника!
- В OpenAI напряглись — у Яндекса появился конкурент ChatGPT.
- Яндекс выкатил УБИЙЦУ CHATGPT!
Реакция пользователей не заставила себя ждать: одни смеялись над преувеличением, вторые высказывали возмущение, а третьи не удержались от сарказма в комментариях. Сама нейросеть отрицает свое покушение на ChatGPT и клянется, что ее цель — «предоставлять информацию и поддержку, а не причинять вред».
Отложенный антикриз от X5 Group и «Перекрестка»
Иногда реакция на негатив может стать очередной искрой и еще сильнее раздуть скандал. Но если ситуация фатальная, каждая минута на счету. Например, продуктовые сети часто становятся героями телеграм-скандалов из-за испортившихся продуктов. В сеть сливают все подробности инцидента, они начинают вируситься, а лояльность аудитории падает. Так, покупательница обнаружила червей в красной рыбе от «Люди любят», которую приобрела в «Перекрестке». Владелец сети X5 Group опубликовал ответ только спустя пять дней. За это время инцидент обсудили сотни ТГ-каналов, а общественность успела выразить сильное негодование.
В результате компания сняла с продажи всю партию красной рыбы, начала проверку других товаров этого поставщика и санитарных норм на производстве, пообещала компенсировать полную стоимость покупки пострадавшей и провести дополнительное обучение сотрудников, чтобы повысить качество обслуживания клиентов в аналогичных ситуациях. Но это вряд ли помогло полностью обелить подмоченную репутацию, ведь такие новости подхватывают в разы реже, чем скандальные инфоповоды.
От успеха до провала — один шаг
PR-коммуникация в Телеграме похожа на культовую игру «Сапер»: один неверный клик — и game over. Можно аккуратно вести свой канал, соблюдая все каноны ToV, вовремя давать официальные ответы, предотвращая нарастающий негатив, грамотно выстраивать игру слов и все равно самостоятельно спровоцировать телеграм-скандал.
Например, «Вкусвилл», который, как и Перекресток, страдает от волны хейта из-за качества продуктов, решил обелить репутацию в соцмедиа. PR-служба сразу перешла в нападение и начала угрожать досудебными претензиями ТГ-каналам, если те не удалят все посты с их негативными упоминаниями. Потенциальные ответчики, конечно же, недолго думая, опубликовали эту историю, а другие авторы подхватили. Админ ТГ-канала «Вкусвилл» достаточно быстро дал «показания» в обсуждении такого поста. Он отметил, что в компании выпустили подробную статью на тему, многие инфоповоды голословны, а обвинения получали сильно больше охватов, чем итоги расследования и официальные ответы.
Мы не будем судить, насколько оправдан такой шаг. Нам важно другое: скандалы в Телеграме можно спровоцировать не только постом, но и коммуникацией «за закрытыми дверями». Будьте бдительны, регулируйте публичные и приватные сообщения.
Об авторе: Анна Перькова, директор клиентского сервиса системы оценки репутации СКАН-Интерфакс