Михаил Стручков: «В 2015 году объем рынка event-услуг сократится на 20-25 %»

Согласно данным портала «Госзакупки», в январе-феврале 2015 года количество тендеров на event-услуги по отношению к аналогичному периоду прошлого года снизилось в 1,5 – 1,7 раза. Генеральный директор продюсерского центра «Событие» Михаил Стручков рассказал о том, чем вызвано такое падение спроса, и что ждёт специалистов в области event и PR в 2015 году.

‒ Михаил, ваша компания занимается организацией мероприятий. Вас не пугает тот факт, что спрос на ваши услуги снизился более чем в 1,5 раза?

— В данном случае не совсем верно говорить только о снижении спроса. Здесь правильно говорить и о снижении спроса, и о сужении, сжатии рынка. Мы с этим столкнулись уже осенью-зимой 2014 года. Те компании, которые в прошлом году готовы были тратить средства на проведение мероприятий, в нынешнем году соблюдают осторожность, стараются понять, как будет развиваться рынок дальше.

Те, компании, которые устраивали грандиозные пиршества для всего коллектива, ограничивались в этом сезоне корпоративами в более узком составе.

Причем, как в смысле приглашенных гостей, так и в смысле приглашенных артистов. Рынок, как известно, развивается циклично. И, по сути, мы увидели повторение – хоть и не в полной мере – ситуации 2008—2009 годов. Растет спрос на качественные недорогие коллективы и исполнителей, но сужается спрос на исполнителей топ-уровня.

— То есть можно сказать, что рынок замер в ожидании?

— Нет, рынок не замер, он находится в постоянном движении. Более того – конкуренция на рынке возрастает! За январь—февраль 2015 г. тендеров на организацию различных мероприятий проведено – по нашей оценке открытых площадок – более чем на 450 млн. рублей. Это только те тендеры, которые можно отследить по сайтам госзакупок. В реальности данная цифра ещё больше. Но если мы сравним данные госзакупок с прошлым годом, то увидим, что за январь—февраль 2014 г. сумма была не менее 760 млн. рублей. Как следствие, мы видим, что объем рынка уменьшается.

— Как думаете, сохранится ли данная тенденция до конца 2015 года?

— Вопрос хороший. Пока, к сожалению, очень сложно оценить перспективы 2015 года. Дело в том, что январь и февраля не показательны, и правильно оценивать данные event-рынка минимум по кварталу, а лучше – по полугодию. Поэтому я бы подождал с выводами. Исходя из нашего опыта, можно сказать, что наибольшее количество тендеров на организацию event-мероприятий проводятся как раз в начале года. После этого летом отмечается спад. Осенью, с сентября, начинается очередной рост количества тендеров, связанный с торжественными мероприятиями, посвященными подведению итогов работы за год. Не исключено, что в нынешнем году рынок будет более активным с конца лета – начала осени.

— Как в нынешней ситуации ведут себя исполнители? Стараются демпинговать? Предлагать дополнительные услуги за меньшие деньги? 

— В условиях пересмотра и сокращения маркетинговых бюджетов коммуникационный и event-рынок начинает становиться сверх конкурентным: как я уже говорил, растет количество заявок на каждом тендере, расширяются компетенции участников. Конечно, в таких условиях нужно быть максимально активным, необходимо предлагать заказчику максимум креативных идей, стараться делать то, чего не делают конкуренты.

‒ «Событие» работает с многими крупными компаниями. Скажите, представители крупного бизнеса как реагируют на проведение event-мероприятий? Отказываются от запланированных ранее активностей, сокращают бюджеты на мероприятия, выжидают?

— Нужно понимать, что несмотря на общее непростое положение, у всех ситуация разная.

Кто-то чувствует себя немного более уверенно за счет хорошего портфеля заказов, у кого-то есть административный ресурс, другие имеют государственное финансирование, четвертые входят в состав многопрофильных холдингов.

Поэтому однозначно оценивать рынок нельзя. Да есть, сложности, куда же без них? Но каких-то массовых отказов от мероприятий мы не отмечаем.

— Можете для примера назвать пару мероприятий, которые вы уже провели за последние 1,5 – 2 месяца?

— В конце прошлого года совместно с Департаментом образования правительства Москвы и министерством образования Московской области мы начали образовательный проект, в рамках которого проводятся уроки безопасности для московских школьников: мы рассказываем о правилах поведения на транспорте, об опасности «зацеппинга». Всего мы организовано несколько десятков уроков в разных школах, которым предшествовала наша совместная исследовательская работа: мы встречались с разными неформальными группами, наиболее активных даже привлекали в качестве экспертов. Ведь ничто не может научить лучше, чем реальный пример того, какими последствиями может обернуться «шалость».

В январе на Ленинградском вокзале Москвы мы организовали фотовыставку «Уникальные водные объекты России». Было отобрано и представлено 30 фоторабот, как любителей, так и профессионалов фотосъемки. Сейчас эта выставка «переехала» на Московский вокзал Санкт-Петербурга. Это мероприятие мы проводим в сотрудничестве с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

22 января на Белорусском вокзале было организовано торжественное мероприятие в честь 150-летия железнодорожного сообщения Москва – Ницца. А 24 января состоялось ответное мероприятие в Ницце, которое было посвящено сразу 2-м событиям: полуторавековому юбилею сообщения, соединившего российскую столицу и Французскую Ривьеру, а также запуску новых комфортабельных вагонов RIC. Мы организовали оба мероприятия «под ключ»: все оргвопросы, техническое сопровождение, взаимодействие с журналистами, и даже небольшие концерты в стиле русских народных гуляний.

5 – 6 февраля в Великом Новгороде мы провели крупное двухдневное сугубо деловое мероприятие для российской компании, которое было посвящено подведению итогов за 2014 год и планированию деятельности на 2015 год.

— Вы работаете и с органами власти, и с крупнейшими компаниями. Знаю, что некоторые агентства не рискуют связываться с заказчиками такого уровня...

— Конечно, ответственность при организации event-мероприятий для таких заказчиков колоссальная. Необходимо учитывать каждую мелочь, заранее просчитывать все возможные нюансы, понимать, как действовать в случае изменения программы, переноса сроков, увеличения количества гостей. Но в то же время работа с крупнейшими российскими компаниями – это и большая честь. Мы не боимся брать ответственность на себя, но при этом тесно сотрудничаем с наработанным пулом подрядчиков по всей России. 

— Какой прогноз вы могли бы дать на 2015 год? Что будет с рынком event-услуг?

— Думаю, большого падения не будет. Да, количество тендеров сократится, бюджеты урежутся, event-активности уменьшатся. Нам всем придется работать с утроенной силой чтобы остаться хотя бы на уровне 2014 года. Полагаю, что в целом по рынку стоит ожидать снижения совокупного рублевого оборота на 20-25% процентов. Для рынка, который по итогам 2014 г. оценивался в сумму, превышающую 17 млрд. рублей, это болезненно, но не катастрофично.