Хьюстон, я вас вижу, или особенности PR из космоса

Полеты в космос сопряжены с огромным объемом подготовки, отработкой самых мрачных сценариев и большим количеством свято соблюдаемых ритуалов и традиций. То же касается и общения с прессой. Вот как это описывает в книге «Руководство астронавта по жизни на Земле» канадский астронавт Крис Хэдфилд, ставший медийной звездой, записав на МКС клип на песню Дэвида Боуи Space Oddity. 

Сотрудники пресс-службы НАСА задействованы в отработке ситуации «Моделирование непредвиденных обстоятельств», то есть моделирование смерти астронавта.

«Нам приходится продумывать собственную кончину в самых подробных деталях», — пишет Хэдфилд. Участвуют все, кто в реальных условиях будет вовлечен в такую ситуацию: медики, руководители космической программы, и, в том числе, сотрудники пресс-службы.

«Пока идет обсуждение, как быстро начнет разлагаться мой труп и какая помощь может потребоваться членам экипажа в связи с этим, участники получают новую зеленую карточку: «Кто-то написал в твиттере, что на МКС произошел несчастный случай, и теперь журналист The New York Times звонит, чтобы узнать, что происходит». Как должна действовать пресс-служба? Когда будет выпущено заявление пресс-службы и каково его содержание?».

Уже на Байконуре в дни перед полетом космонавты и астронавты участвуют в некоторых мероприятиях, в числе которых пресс-конференции и интервью. Особенность ситуации в том, что общение происходит на безопасной дистанции – чтобы не инфицироваться. На орбите даже простой насморк может доставить много серьезных хлопот, а в ограниченном пространстве космического корабля заражение инфекцией остальных членов экипажа практически гарантировано. Поэтому не меньше недели перед стартом участники полета живут в условиях карантина, а все общение с внешним миром, включая СМИ, происходит через толстое стекло.

Общение со СМИ – отличный способ для красивых жестов со стороны участников полета. Перед своим вторым полетом Хэдфилд оказался в карантине на 16-й день рождения сына.

«Когда времени оставалось мало, я мог попытаться сделать его день рождения особенным любым способом, несмотря на карантин. В общем, в нескольких из тех многочисленных интервью, которые я раздавал, я объявил, что мы зажжем самую большую свечу в мире – двигатели ракеты-носителя шаттла, чтобы отметить день рождения Эвана. А перед тем, как забраться в шаттл, я взял в руки и показал всем плакат, на котором от руки было написано: «С днем рождения, Эван!». К счастью, журналисты заметили этот мой жест, и рассказ о милой семейной истории попал в СМИ. Эван был счастлив, ну или по крайней мере немного счастливее».

Сам себе режиссер, оператор, техник. Космонавтам и астронавтам на орбите никто не поможет и все приходится делать самим.

«На МКС нужно быть готовым добровольно и радостью браться за любую работу, начиная с той, которая у всех на виду, и заканчивая какой-нибудь заменой кабеля антенны, просто потому, что больше эту работу сделать некому».

Хэдфилд описывает свою ситуацию 2001 года. «Мы установили видеокамеру для общения с прессой, но видеосигнал не доходил до наземного оборудования». Казалось бы – невелика потеря. Но в космосе все поставленные задачи требуют выполнения. «Два из трех кабелей были повреждены, так что я взял другие, на скорую руку все соединил, щелкнул выключателем, и все заработало. Наверное, это не круто оказаться кабельщиком, но я был рад, что решил проблему и мы смогли выполнить наше обещание и передать видео на Землю».

Сразу после прилета на МКС новые участники экспедиции проводят телеконференцию, на которой могут впервые с момента запуска пообщаться с семьями – «публичное и в то же время личное мероприятие, дополненное присутствием репортеров».

«Конечно, эта телевизионная близость была несколько высокопарной и заставляла стесняться, но возможность сообщить родным, что у нас все в порядке поднимала настроение. Дети моих коллег по экипажу попросили своих отцов показать им кульбит в невесомости, и Том с Романом со счастливыми лицами, хотя, может быть, с легким волнением, выполнили желание». Вообще же интервью с МКС теперь вполне обыденная вещь, причем и видео, и звук стали в последние годы отличного качества. Конечно же во время такого телемоста можно исполнить классический трюк в невесомости – выпустить из руки микрофон, и он останется плавать в том же месте перед космонавтом.

С современными средствами коммуникациями и хорошим интернетом на борту МКС каждый космонавт и астронавт – сам себе СМИ. Люди на орбите обладают уникальной информацией, интерес к которой не угаснет никогда.

«Вскоре после прибытия на МКС я начал снимать короткие видеоролики об особенностях повседневной жизни в космосе, которые Канадское космическое агентство (ККА) размещало на своем сайте и на YouTube. Некоторые из роликов стали вирусными и получили миллионы просмотров. Оказалось, что люди проявляют искренний интерес к подробностям, скажем космической стрижки. В ККА поняли, что у нас есть великолепная возможность вызвать интерес к космической программе, и мы отсняли более 100 видеороликов, пока я был на орбите».

С лавинообразной скоростью росло у Криса число подписчиков в других соцсетях, вскоре после того, как он начал выкладывать фотографии Земли. «Меня провозгласили фотографом, поэтом и даже знаменитостью. Конечно, я знал об этом, но здесь на орбите все это казалось нереальным и не имело ничего общего с моей повседневной жизнью, где я был внимателен к мелочам и чинил туалеты».

Вершиной медийного успеха Хэдфилда стала публикация клипа на песню Дэвида Боуи Space Oddity. Идея первого музыкального видеоклипа в космосе пришла к сыну астронавта Эвану – он проделал всю подготовительную работу на Земле и разработал план публикации видео, который пришелся на последние дни пребывания отца в космосе.

У клипа, выложенного два года назад, сейчас 25 миллионов просмотров. Конечно же во всех выпусках новостей Хэдфилд с тех пор стал не просто астронавтом, а тем самым, который записал клип на борту МКС.

Когда «Союз» возвращает обитателей космоса на Землю снимается классическая ТВ-картинка: только что извлеченные из капсулы трое изможденных путников в креслах, накрытые одеялами и окруженные спасателями и официальными лицами. Герои вернулись. «Шлем снят, и кто-то протягивает мне спутниковый телефон. На связи Хелен. Несколько журналистов ловят удачный кадр: инопланетянин звонит домой».

 

БезымянныйОб авторе: 

Виталий Водопьянов, 

советник генерального директора по PR 

«Газпром межрегионгаз Пермь»