Универсальный солдат. Кто выживет на рынке труда после пандемии

Пандемия изменила рынок труда в России. Одни профессии потеряли востребованность, другие — стали набирать популярность. Многие компании трансформировали внутренние процессы и уже не планируют полностью возвращаться в офлайн. Изменились и поиск сотрудников, и требования к кандидатам. 

На онлайн-митапе, организованным агентством «Риалвеб» и HeadHunter, эксперты отметили, что ключевые навыки специалистов меняются, конкуренция возросла, а самоизоляция стала временем для оценки собственной квалификации и изменения стратегии персонального развития. 

Как изменился рынок труда

2020 год начался для нас как обычно, а потом наступил март, и все изменилось. Помимо пандемии на мир обрушился экономический кризис — на бизнес упала двойная нагрузка.

Многие линейные специалисты и руководители потеряли работу, иногда буквально за несколько дней, многим из оставшихся пришлось серьезно ужаться по зарплате.

Согласно исследованию HeadHunter, за последние пять месяцев, с февраля по июнь, спрос на рынке труда просел ниже показателей 2014 года. Особенно серьезное падение наблюдалось в апреле. Но сейчас произошел скачок, что позволило рынку не упасть на уровень 2008 года. Возможно, это связано с тем, что предыдущие два кризиса научили бизнес в сжатые сроки оптимизировать свои ресурсы.

Что касается приглашений на собеседования и найма, здесь все более пессимистично. По сравнению с началом года количество приглашений сократилось почти в два раза, поиск практически остановился. Несмотря на это, в конце мая-июне карантинные меры стали снимать, отрасли потихоньку оживают и начинают возвращать персонал.

Спрос на сотрудников перераспределился по отраслям. В положительной зоне остались государственные организации, строительство, медицина, продукты питания, металлургия, рабочий персонал. А вот среди отраслей, которые понесли большой убыток, оказались туризм, гостиничный бизнес, спортивные клубы, масс-медиа и развлечения, благотворительность, автобизнес — спрос в этих секторах в два раза ниже, чем был в феврале. Поэтому многие соискатели переориентируются на более стабильные и растущие сферы, идут на переобучение и повышение квалификации, если это необходимо.

«Конкуренция в Москве возросла. Если в феврале было восемь человек на одну позицию, то в мае уже 17 человек. Это один из самых высоких показателей в истории московского рынка. В июне конкуренция немного снизилась – до 12 человек на место. В число самых конкурентных регионов также входят Санкт-Петербург, Юг, Приволжье и Урал.  Растет доля конкуренции и среди студентов и выпускников. На данный момент это одна из болевых точек рынка. Молодым специалистам стало труднее найти работу. Как правило, у руководителей нет временных возможностей на обучение и переобучение. Сейчас ценятся сотрудники, которые будут спасать ситуацию, реализовывать антикризисные меры и закрывать текущие задачи» — говорит руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.

66% компаний отметили, что пока не планируют возвращаться. Больше всего таких в IT, СМИ, логистике. А те, кто уже вернулся – это строительство, госсектор, ритейл. Пока для многих компаний 1 сентября является той точкой, когда можно говорить о возвращении в офисы. Но нужно понимать, что этот процесс не быстрый – почти все компании закладывают на него от одного до трех месяцев. Соответственно, четкого плана по возвращению пока нет. Все ориентируются на ситуацию здесь и сейчас.

При этом многие сотрудники и не спешат возвращаться к прежней модели работы. Почти 38% боятся за свое здоровье и здоровье близких. Многим комфортно работать дома, а кому-то не хочется проводить рабочий день в масках и перчатках.

Как поддерживать сотрудников

В кризис важно, чтобы у сотрудников была необходимая информация о текущей ситуации и о том, что нужно делать, чтобы помочь компании остаться наплаву. Поэтому на первый план выходит корпоративная культура. Это заметно по тому, какие компании быстро и безболезненно смогли выстроить все бизнес-процессы, работая из дома, при этом не потерять замотивированность сотрудников и избежать падения эффективности и оттока кадров по собственному желанию.

Забота может проявляться в разных вещах: от комфортной организации удаленного рабочего места, работа ДМС с возможностью получить онлайн-консультацию любого врача, финансовая и продуктовая поддержка, образовательные и наставнические программы, развлекательные онлайн-мероприятия. Все это в дальнейшем будет развиваться. Важно помнить, что корпоративная культура — это залог успеха не только в период изоляции.

Какие уроки мы вынесем

Один из важных аспектов, которому стоит уделить внимание после карантина — это информирование. Дайте людям информацию, которая будет для них полезна. Также за период изоляции некоторые стали чувствовать себя одиноко, при отсутствии постоянных социальных связей появляется вакуум, ощущение ненужности и бесполезности своей работы. Другие подверглись профессиональному выгоранию. Поэтому нужно создавать у сотрудников ощущение, что компания рядом и  готова поддержать.

С другой стороны, работники должны быть в курсе позиции компании по разным социально значимым вопросам. Особенно сейчас. И получать эту информацию не из СМИ или корпоративных соцсетей, а от руководства. Важна открытость и честность не только со стороны сотрудников, но и со стороны управляющего состава.

Корпоративная информационная поддержка может заключаться, например, в ежемесячном дайджесте с новостями индустрии и компании, прямыми трансляциями и колонками руководителей, собраниями с топ-менеджментом в формате «вопрос-ответ». Чувствовать свою включенность в жизнь компании важно для сотрудников всех уровней: от ассистента и рядового менеджера до руководителей отделов и топ-менеджмента.

 «Самое важное в текущей ситуации, на мой взглядэто общее информационное поле для всех сотрудников компании, чтобы они не чувствовали себя одинокими и оторванными от привычной корпоративной жизни. Этой цели отлично служат планерки с видео (у себя мы проводим их 2 раза в неделю), общие чаты, возможность созвониться и поговорить в индивидуальном порядке, а ещечетко сформулированные задачи, которые являются точкой опоры», — говорит генеральный директор кадрового агентства RealHR Юлия Карпова.

Она добавила, что многие карантинные привычки останутся в дальнейшей жизни — это и созвоны с видео вместо личных встреч, позволяющие экономить время, и работа из дома часть дней в неделю, и иногда смещенный рабочий график, позволяющий более оптимально распределять рабочие и бытовые задачи. Но, как и раньше, продолжают цениться универсальные digital-специалисты, готовые закрывать целый пул задач в одиночку или при небольшой поддержке, готовые быстро реагировать на меняющиеся условия и адаптироваться к ним без потери эффективности, отметила Юлия Карпова.

 Эксперты считают, что ожидать бума вакансий не стоит. Сейчас сложно перейти на должность с большей зарплатой. В открытых источниках таких нет: они либо закрыты, либо стоят на холде. Рынок сейчас в большей степени принадлежит работодателю, а не соискателю. Поэтому зарплатные ожидания становятся ниже. Многие готовы пойти на 20-30% понижения, если будут интересные задачи, кейсы и стабильный заработок.

«Пандемия внесла серьезные коррективы в коммуникационную отрасль. Digital сфера масштабируется, грамотный PR в госсекторе, вкупе с кризисным, востребован как никогда. Поэтому рекомендую молодым специалистам, кто думает и хочет развиваться в коммуникациях дальше, обратить внимание на digital и GR. Эти направления точно будут расти, поэтому в них стоит инвестировать свое внимание, ресурсы, бюджеты на образование, в новый опыт», — говорит эксперт по стратегическим коммуникациям, советник в Департаменте образования и науки Москвы Кермен Манджиева.

Еще несколько компетенций, которые  будут востребованы после карантина:

Стойкость к рискам и неопределенности. Спрос будет на людей, которые умеет быстро перестраиваться и принимать решения в кризисных ситуациях.

Критическое мышление. Умение отличить fake news от правды, перерабатывать эту информацию и перенимать необходимое для своего опыта — важно для любого специалиста.

Коммуникативность и социальная ориентированность. Последние месяцы мы наблюдаем разрыв доверия к незнакомому человеку, поэтому люди, которые способны развивать отношения в ситуации социального дистанцирования, будут ценны на рынке.

Креативность. Любой кризис сужает поле операционной работы — почти все делают одно и то же. А вот с точки зрения стратегии возникают новые возможности, и здесь на первый план выходит способность сотрудника генерировать идеи.

Соискателям важно помнить, что любые изменения — это не только стресс, но и возможность для собственного развития и самосовершенствования, время пересмотреть свою стратегию профессионального развития. А компаниям стоит чаще вспоминать, что вкладывая в человеческий капитал и развивая свои команды сейчас, они укрепляют свои позиции и развивают бизнес на перспективу.

Об авторе: Анна Бушланова, PR&Marketing, агентство «Риалвеб»