Работа в PR в 2021 году: требования, зарплаты, советы от руководителей

В середине 2020 года многим пиарщикам из-за сокращений и запрета на мероприятия пришлось искать работу. Сейчас ситуация выровнялась, но требования повысились, а реальные зарплаты остаются ниже ожиданий. Руководители в сфере PR рассказали Mediabitch о рынке кадров и поиске работы в PR в начале 2021 года. 

Анна Осипова, руководитель пресс-службы HeadHunter Урал:

— Уровень конкуренции в сфере «Маркетинг, реклама, PR» сегодня находится на уровне прошлого года: на одну вакансию приходится 4,6 резюме, год назад было 4,3 – это достаточно комфортная ситуация, в которой поиск работы, как правило, не затягивается. Наиболее сложным месяцем для данных специалистов был май – тогда на вакансию приходилось 8,8 резюме.

Количество вакансий для данных специалистов за год сократилось на 14%, в то же время, количество резюме выросло на 18%.

Нельзя не отметить важный момент: вакансии в сфере «Маркетинг, реклама, PR» на протяжении всего года показывали отрицательную динамику, но в ноябре начался рост: было открыто на 4% больше вакансий, нежели в ноябре 2019 года. При условии, что рынок труда продолжит восстановление в новом году, спрос на PR-специалистов сохранится на нынешнем уровне.

В ноябре-декабре средняя предлагаемая заработная плата в сфере «Маркетинг, реклама, PR» по стране в целом составляла 55 тысяч рублей – это на 4 тысячи больше, нежели в начале года (в январе-феврале среднее предложение составляло 51 тысячу рублей). Средняя ожидаемая заработная плата сейчас составляет около 60 тысяч рублей.

Что касается реальных заработных плат, то, согласно проекту «Банк данных заработных плат», средняя зарплата на позиции специалиста в сфере «Маркетинг, реклама, PR» составляет 66 тысяч рублей, из них 57 тысяч – это фиксированная часть.

Пожалуй, среди особенностей 2020 года можно выделить появление гибридных вакансий – когда pr-специалисту, по сути, предлагалось совмещать сразу несколько функционалов, например, функционал pr, smm и маркетолога. Почти в два раза больше стало вакансий в формате удаленной работы.

Чтобы найти хорошую работу, как и в любой другой современной профессии, крайне важно постоянно учиться и осваивать новые инструменты, чтобы не отстать от рынка. Посмотрите, какие требования выставляют работодатели, о каких навыках пишут ваши конкуренты-соискатели и подумайте, где вы до них не дотягиваете. Также PR-специалисту важно грамотно составить резюме – по сути, нужно пропиарить себя через него, рассказав о ключевых достижениях и ярких кейсах.

Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner:

— Конкуренция увеличилась, но для ивентщиков. Пиар не потерял актуальность в отличие от офлайн-мероприятий. Наоборот — стал более востребованным из-за кризиса и пандемии. Плюс СМИ давно уже в онлайн, для публикаций и эфиров не надо лично встречаться с журналистом. Поэтому хороших пиарщиков не увольняли — таких специалистов всегда мало на рынке, и они востребованы. Особенно под конец года.

Реальные зарплаты и ожидания соискателей не изменились. Всегда есть те, что верят в себя чуть больше, и те, что меньше. Работодатели готовы платить за результаты, за нетрадиционные ходы, за увлечённость делом.

Во время самоизоляции некоторые компании прекратили набор новых сотрудников. Потому что нанять человека через Zoom — не то же, что при личной встрече. Мы в агентстве практиковали  такие собеседования, но только первичные. Сложно принять решение, не увидев потенциального сотрудника вживую. Эйчарам важны микрореакции, мимика.

Под конец года мало кто ищет новичков в команду, даже сотрудники, которые планируют уволиться, не спешат покинуть место до конца февраля. Шансы устроиться есть. На hh.ru сейчас ряд компаний ищут пиарщиков, но среди них может не быть той самой, в которой вы хотите работать. Поэтому советую отправлять резюме и портфолио с сопроводительным письмом эйчару в личку.

Элина Бессонова, управляющий партнер коммуникационного агентства «PR Favor»:

— В 2020 году конкуренция в PR заметно увеличилась. В частности, в digital-направлении. На рынке появилось много молодых специалистов, которые прошли всевозможные экспресс-курсы и марафоны по PR и SMM, готовые работать уже сейчас за небольшие деньги, чтобы получить опыт. На наш взгляд, «новичкам» сложнее найти работу, так как их стало слишком много на рынке, в то время как опытные специалисты сейчас «на вес золота».

Но в то же время молодые специалисты, которые изучили относительно новые направления на рынке, такие как продвижение в telegram, tik-tok, или освоили профессию сторизмейкеров сейчас пользуются спросом среди работодателей, и на рынке таких специалистов не так много.

На наш взгляд, в 2020 году реальные зарплаты были немного ниже, чем ожидания соискателей. Во многих компаниях в первую очередь во время карантина пострадали отделы маркетинга/PR, и бюджеты на продвижение, как и зарплаты были сокращены. Некоторые компании и вовсе были вынуждены уволить/сократить своих сотрудников, и опытным PR-специалистам приходилось искать новую работу с меньшей зарплатой. В 2020 году люди стали более гибкими и стали более охотно соглашаться на условия работодателя.

Требования к пиарщикам растут с каждым годом, как и их функционал. Сейчас большинство компаний хочет получить сотрудника, который умеет работать сразу с несколькими инструментами или по крайней мере будет в них разбираться.

Совет соискателям: нужно в первую очередь развивать личный бренд. Сейчас очень многие компании ищут новых сотрудников в Instagram, Telegram или на классических площадках по подбору персонала, но при этом все чаще просят ссылки на личные аккаунты в соцсетях. Так же важно нарабатывать кейсы, возможно стоит начать работу со стажировки или устроиться за совсем небольшие деньги. Кроме того, нужно развиваться в новых направлениях.

Валентина Максимова, PR- консультант, PR- тренер, автор отраслевого подкаста PR Lunch:

– С начала этого года я активно развиваю тренинги для PR-специалистов.  Активный рост запросов на тренинги пришёлся как раз на время самоизоляции, когда многие компании были вынуждены сократить зарплатный фонд или оптимизировать персонал. К сожалению, специфика российских реалий такова, что все кризисные сокращения начинаются с департамента маркетинговых коммуникаций (PR и рекламы).

Кто-то обратился с тем, чтобы прокачать недостающие навыки и стать конкурентоспособным, а кто-то уже остался на тот момент без работы и решил освежить базу знаний. Я также участвую в экспертных assessment-интервью, на которых помогаю выявить наиболее уязвимые места в экспертизе PR-соискателей. Всё больше прихожу к выводу, что работу стало найти труднее тем специалистам, которые остались жить в парадигме традиционного пресс-офиса с рассылкой релизов.

Как показывают результаты тестирования, наибольшие пробелы у большинства слушателей возникают с метриками эффективности PR и KPI. Это отражается и в требованиях работодателей: в условиях финансового кризиса компаниям нужны чёткие KPI и прогнозируемые результаты. Время больших охватов прошло, и отрасль сегодня приоритизирует качественные KPI, а не количественные. Медиа индекс/индекс цитирования СМИ, в которых состоялась публикация – не релевантен в качестве критерия PR службы.

То же самое можно сказать об эквиваленте AVE, который уже несколько лет назад официально упразднили. Важно – качественное присутствие и проникновение key messages в тематический поток вашей ЦА. Статья ради статьи, либо релиз ради релиза никому не нужны. Коммуникаторы сегодня работают в достаточно плотном информационном поле, используя в ежедневной работе междисциплинарные знания. Фактически, чтобы эффективно работать в медиа микс (см модель PESO) необходимо знать, как функционируют смежные области, так как отсутствие понимания базовых принципов работы соседнего канала/инструмента, сказывается на показателях общей эффективности.

Функционал PR-специалиста не столько размывается, сколько ассимилируется на стыке междисциплинарных скиллов. Оставаться исключительно на верхнем уровне воронки brand awareness  – уже непозволительная роскошь, так как необходимо понимать: как работают остальные уровни, чтобы выстроить эффективную стратегию коммуникации. В свою очередь цели performance всё больше сливаются с задачами brand awareness и мы живём в новом тренде 2021 – branformance.

Соискателям я бы посоветовала освежить систему метрик и KPI, активно наблюдать за трендами смежных каналов/инструментов и за каждым новым смыслом из букв учиться видеть арифметику из цифр.

Айта Лузгина, проектный директор агентства «Интериум»:

Одна из особенностей, которую мы заметили в 2020 году: на рынок вышло большое количество специалистов, которые ранее были заняты в пострадавших сферах (ивент, HoReCa). Бывает, что это высококвалифицированные кадры, которые из-за потери работы, болезни, ситуации в целом готовы работать за более низкую зарплату, что сказывается на ожиданиях работодателей.

Теперь от соискателей ожидают еще большей многозадачности, зачастую даже выполнения одновременно функций PR-менеджера и SMM-щика. Конечно, это связано со всеми событиями года. Хочу еще отметить, что в этом году стало очень популярно оформлять новых сотрудников как самозанятых, чтобы не брать их в штат. Мы так не делаем, но видим, что это происходит.

Мнения собрала редактор Mediabitch.ru Александра Колпакова