Глоток свободы – как стакан вина. Как я делал PR-проект про заключенных

Медленно, крупными хлопьями падает снег, вокруг – решетки да колючая проволока. Заключенные стоят строем, все в черном, 300 с лишним человек. Впереди нас идёт начальник зоны. Его приветствуют громовым, но очень тяжелым: «Здравствуйте!». Обычный день в колонии строгого режима ИК-5 в Нижнем Тагиле. Я оказался там в 2014 году, когда делал проект «PR строгого режима» для общественной организации ветеранов войн в Афганистне и Чечне.

 Построить PR-деятельность компании или общественной организации на помощи… заключенным. Тема неоднозначная, да и отношение к ней непонятное. О ком, о ком, а об арестантах точно вспоминают в последнюю очередь при выборе темы для социальных PR-проектов, тем более что не каждого заказчика уговоришь на такой пиар. Но, как говорится: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. В этом кейсе разберем, как строится такой PR, какие у него риски и кто поможет реализовать такую задумку.

Для кого и зачем

Общественная организация ветеранов Афганистана и Чечни в Екатеринбурге хотела выстроить необычный и бюджетный PR. Требовалось создать положительный имидж организации и поднять ее социальную ответственность. Начали думать, что будем делать, изучать проблемы ветеранов. Оказалось, что многие ветераны Чечни и Афгана в лихие 90-е попали в места лишения свободы.

Условия в тюрьме не курортные, боевые раны давали о себе знать. Помощь профессиональных врачей организовать на местах не получалось, кадров нужной квалификации в исправительном учреждении нет. Потому сами решили привезти врачей в тюрьму для осмотра, постановки диагнозов и рекомендаций по лечению. Общественники выступили организаторами проекта.

Кто поможет

Работать с заключенными и даже помогать им очень сложно: для этого нужно оформить множество справок и получить доступ в зону. Для решения этих вопросов мы работали с Общественной наблюдательной комиссией, которая следит за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. Благодаря их усилиям был получен доступ в зону. Поэтому, чтобы реализовывать проекты в этом направлении, сначала нужно проконсультироваться с общественниками, они вам не откажут в реализации стоящей идеи.

Отношение к заключенным в нашем государстве не самое лучшее. Например, приходите вы к бизнесмену средней руки и говорите, что надо помочь арестантам, воевали ребята, да, грешили, отбывают наказание, но тяжело им там. А большинство бизнесменов вам ответит: «Да пусть там и сдохнут! Буду я им еще помогать, разбойникам и убийцам!». Правильно это или нет – дело каждого. Но как же тогда хвалёные права человека? В общем, на помощь бизнеса рассчитывать здесь тяжело, работать придется только силами общественников и СМИ.

Как это было

В назначенный день мы приехали в ИК-5 в Нижнем Тагиле. Это колония строгого режима. Именно там оказалось около 50 ветеранов Афганистана и Чечни. Телефон и другие средства коммуникации забирают на входе в зону, с собой вы можете взять отдельно фотоаппарат или диктофон для записи интервью. Это нужно заранее обговорить с Общественной наблюдательной комиссией, чтобы можно было указать вашу технику в заявке для прохода в зону. За неделю до мероприятия мы отправили информацию местным журналистам о том, что приедем в колонию с таким проектом, поэтому на входе нас уже ждали местные телеканалы.

Только когда заходишь внутрь и оказываешься там, понимаешь, насколько страшно лишиться свободы. 40 ветеранов-заключенных пришли в концертный зал, там с ними побеседовали общественники, узнали их основные проблемы и жалобы. Многие хотели юридических консультаций, но юристов мы повезли в тюрьму уже в следующий раз. Журналисты взяли интервью у заключенных, чьи случаи показались им наиболее интересными.

Затем всех, у кого были проблемы со здоровьем, отправили к врачам, которые всех осмотрели, поставили диагнозы, прописали лечение. Все обменялись взаимными благодарностями и отправились по своим делам. Мы – на выход, а остальные ветераны еще несколько лет должны провести за забором. После некоторых из них условно-досрочно освободили от наказания за примерное поведение и из-за серьезных проблем со здоровьем.

Итоги

Выпустили пост-релиз, провели мониторинг репортажей и публикаций. Всего вышло более 30 материалов в местных и федеральных СМИ по этой теме. Позже общественники еще неоднократно отправлялись в эту колонию для помощи боевым товарищам по разным вопросам.

В это же время они начали выпускать газету «Побратим Урал». Отдельные экземпляры этой газеты с репортажем из колонии попали на стол губернатора области, уполномоченного по правам человека и других влиятельных фигур. Это позволило привлечь внимание властей и лидеров мнений к деятельности организации. Появилась возможность привлекать представителей властей и других общественных организаций к мероприятиям ветеранов.

Для себя я сделал вывод, что эта сфера социального пиара – довольно специфическая. Как минимум, нужен клиент, которому подойдет подобная тема, за уши её не притянуть. К тому же, эта сфера сложная и тяжелая, как в реализации, так и по уровню восприятия общественностью.

Но я уверен, что потенциал в этом направлении социального PR есть, и было бы замечательно увидеть больше нестандартных проектов, которые вытаскивают на свет проблемы заключенных. Не ограничивайте себя проторенными дорожками.

ФотоОб авторе: Александр Сафронов, пресс-секретарь компании Callibri