Как создать PR-сообщество: опыт питерского PR-клуба

Года три назад в журнале «Пресс-служба» я проводила заочный круглый стол на тему объединения пиарщиков. Конечно, все говорили «надо-надо», но регулярные PR-тусовки собирались лишь в паре городов. От моей мысли «хорошо бы в Питере так сделать» до реального дела прошло несколько лет. Зато теперь можно делиться удачным опытом и нести в мир бесплатную франшизу сообщества #prspb.

Что такое #prspb? Это фэйсбук-сообщество пиарщиков Петербурга, активная жизнь которого началась в сентябре 2014-го. Это 2000 человек, не только из нашего города. Это почти пара десятков тематических оффлайн-встреч, просто посиделок и праздников типа Дня PR-специалиста. Это замечательное чувство единства, когда на сторонних мероприятиях люди начинают собираться в группки по принципу «о, я тоже из #prspb».

Снимок экрана 2015-10-28 в 11.48.14

Поделюсь своими советами о том, как же создать такое живое PR-сообщество — как в фейсбуке, так и в оффлайне.

Правило №1. Не надейтесь на других

Пассионариев от пиара не так много, и если в вашем городе все еще нет сообщества, а хочется – берите всё в свои руки. Удивительным образом потягиваются единомышленники, когда идея делает первые шаги в реальной жизни. Так было с #prspb.

Меня долго мучила мысль, что пиарщики города не общаются друг с другом, выходя за рамки личных знакомств с парой-тройкой коллег.

Иногда инициатива вспыхивала (всего я знаю о трех попытках), но вскоре гасла – когда заканчивался личный интерес, начинались проблемы с помещениями для встреч или просто становилось некогда. Летом прошлого года я твердо решила, что делать надо. Идею тут же поддержали друзья (особенный привет – Наташе Рушкевич), в уже имеющееся фэйсбук-сообщество PR_Spb (позже мы сменили название) стали приглашать своих друзей и товарищей. И за пару месяцев в нем уже было полтысячи человек…

Правило №2. Не выступайте от лица компании

Создавая сообщество в фэйсбуке, я сознательно отделила его от мест работы – ни к журналу «Пресс-служба», ни к компаниям, в которых я тогда работала, оно не имело никакого отношения. Потому что попытки начать активность от имени, к примеру, PR-агентства сразу рождают мысль «ага, будут себя пиарить!». И не вызывают доверия, потому что пиарщики как никто другой не любят ощущать себя чьей-то целевой аудиторией (см. пункт 3).

Мне видится правильным подходом личная инициатива зарекомендовавшего себя на PR-рынке человека, некоего лидера мнения. Не из пантеона PR-богов, а обычного профессионала от коммуникаций – активного и обязательно харизматичного.

Правило №3. Не продавайте свою аудиторию

Как бы ни была соблазнительна мысль о монетизации – не поддавайтесь. Развивать сообщество – благодарная с точки зрения эмоций, но трудозатратная и неокупаемая задача. Идейная. Во благо обществу, так сказать.

Как только вы начнете торговать – люди уйдут. В нашей группе #prspb почти 2000 человек, живых, платежеспособных и всё прочее из описаний желаемой ЦА. Рекламы за деньги нет вообще. Был единственный рекламный пост, выручка от которого пошла на печеньки с чаем для одной из встреч пиарщиков. Абсолютно все посты с рекламой мероприятий (курсов, конференций и т.п. ) бесплатные, но согласовываются модераторами только при условии скидок для членов сообщества, скидка при этом не менее 20% (с редкими исключениями до 15%). Потому что см. пункт 4.

Снимок экрана 2015-10-28 в 11.47.37

Правило №4. Приносите пользу

Сообщество должно быть полезным. Как? Попасть на платное мероприятие со скидкой. Попасть на крутое бесплатное мероприятие. Прочитать страшно полезную статью по теме PR. Обсудить свою пиар-боль.

У нас, например, есть общая боль – уровень зарплат пиарщиков, и соответствующий хештег  #35тыщ.

Захантить сотрудника. Найти работу. Выяснить, где можно в ближайшие 2 часа напечатать тираж в стопицот экземпляров на рисовой бумаге с золотым теснением.

Следите через фэйсбук за интересными постами лидеров мнения на PR-рынке, смотрите, чем они делятся. Увидели интересную статью в ленте – запостите ее в сообществе со своими комментариями и призывом к обсуждению. Не у всех богатый пул френдов и не все понимают, кто там лидер мнения в пиаре и какие статьи стоит читать, поэтому не стесняйтесь делиться. Как-то раз я запостила ссылку на один материал, который видела в своей ленте раз 10 и долго сомневалась, надо ли баянить – однако ж отклик был хороший.

Но мало просто постить интересные статьи, нужно вовлекать в прочтение и обсуждение, и тут мы переходим к пункту 5.

Правило №5. Занимайтесь коммьюнити-менеджментом

Сообщество должно иметь ядро активных пользователей (от 2-3 человек до пары-тройки десятков), которые с удовольствием участвуют в дискуссиях и быстро откликаются на запросы. Вы, как идейный вдохновитель, должны этих людей постоянно вовлекать в процесс обсуждения, упоминая их и призывая в дискуссию, потому что за гигантской лентой фэйсбука успевают следить не все и пост в сообществе может ускользнуть. Когда дискуссия поддерживается участниками-камертонами (как называет их любимый мной Влад Титов), в нее приходят и те, кто не столь активен в обсуждениях.

Надо сказать, у нас три модератора, помимо меня это Дима Макаренко и Татьяна Март – люди, которые активно участвуют в дискуссиях и следят за порядком и культурой общения.

Правило №6. Поддерживайте позитивное общение

Неадекватов всегда достаточно. Личные комплексы периодически вынуждают людей писать в комментах всякую хрень. Посмотрите на главные сообщества пиарщиков в фэйсбуке: человек задал вопрос – ушел обстебанными, а то и проклятыми.

Ну да, бывают тупые вопросы, но мне кажется, что уважение к человеку должно быть сильнее желания показать свое остроумие и превосходство. Поэтому я удаляю (простите) срачи сразу, без предупреждения.

Добрые шутки, конструктивные обсуждения, смайлики, обращение по имени – всё это создает уютную остановку и доверительные отношения. То, чего нам в социальных сетях часто не хватает.

Снимок экрана 2015-10-28 в 11.47.23

Правило №7. Выходите в оффлайн

Настоящее сообщество рождается на встречах в реале. Познакомились или развиртуализовались, пожали друг другу руки, наговорились всласть, выпили пару бокалов вина – и уже совсем другое дело!

Мы стали проводить встречи сразу, как только решили создавать сообщество. Встречи были разными – в будни вечером и в воскресенье днем, образовательные (с приглашением 2-3 спикеров), чисто тусовочные (познакомиться и поболтать), экскурсионно-образовательные. Например, последняя встреча была в Едином центре управления сетью «МегаФона», сначала нам провели экскурсию, а потом мы за круглым столом обсуждали тренды пиара.

Все встречи организовывают два человека – я по будням и Таня Март в выходные. Это моя большая боль и цель на будущее – чтобы инициатива встреч шла от многих.

К слову, делать встречи – не гигантский труд. Определяете тему (я часто отталкиваюсь от спикеров), находите помещение. Стоит кинуть клич в сообществе, и сразу найдется конференц-зал, кафе/ресторан, тайм-кафе и что угодно еще. Сейчас площадки пишут сами и приглашают толпу пиарщиков к себе абсолютно бесплатно. Приглашаете спикеров (в нашем случае я знаю, кто о чем может говорить, но и члены сообщества сами часто предлагают рассказать о той или иной теме), собираете людей.

На каждую встречу – отдельное мероприятие в фэйсбуке, чтобы понимать, сколько придет людей (стандартно на бесплатное мероприятие приходит 50% зарегистрировавшихся). Я анонсирую встречу примерно за неделю-две, напоминая о ней еще пару раз до часа Х (потому что кто-то постоянно жалуется, что не видел и пропустил).

****

В Петербурге сейчас весьма активная PR-жизнь: проходят ежемесячные встречи #prspb, раз в месяц по утрам собирает на PR-завтраки Flamp, время от времени делают профильные мероприятия бизнес-ассоциации, отдельно обсуждают проблемы отрасли телеком-пиарщики и пиарщики строительного бизнеса. Поэтому Петербург можно назвать столицей полезных PR-тусовок. Приглашаем взять с нас пример 🙂

 

Снимок экрана 2015-10-27 в 22.40.59Об авторе: 

Яна Харина, 

руководитель пресс-службы «ЭкспоФорум-Интернэшнл», создатель сообщества #prspb

Как создать PR-сообщество: опыт питерского PR-клуба: 5 комментариев

  1. Как же это чудесно, вдохновляете, ребята! Прям самой захотелось взять и собрать коллег:) Процветайте, вдохновляйте, развивайте!!! Успехов!!:)

    1. Рассылку WordPress формирует автоматически, поэтому просто привязывает её по умолчанию к имени владельца сайта. Но мы скоро до этого доберемся, спасибо)