В какой момент компании стоит нанимать пиарщика?

Для отечественного бизнеса, пожалуй, нет более непонятной и противоречивой сферы деятельности, чем PR. Предпринимателей бросает из крайности в крайность: они либо недооценивают важность пиар-деятельности, либо возлагают на нее излишние надежды.

Когда же компании имеет смысл привлекать PR-специалиста? И есть ли для этого какой-то наиболее благоприятный период в жизни организации? Давайте попробуем разобраться с этими вопросами.

Прежде всего, стоит учитывать, что жизнь отдельно взятой компании подвержена ровно тому же закону, что и все существующее на нашей планете – жизненному циклу. Он охватывает все стадии от зарождения идеи, ее формирования, развития, до полной деструкции и прекращения функционирования.

Причем, жизненный цикл – это не просто временной период существования. Это цепочка действий, объединенных в единый процесс, и направленных на последовательные изменения в жизни организации.

Любой бизнес начинается с зарождения идеи и проверки ее на жизнеспособность. Если этот этап проходит успешно, наступает стадия формирования. Здесь происходят такие процессы, как подбор стартовой команды, поиск и привлечение необходимых ресурсов и инвестиций. В современной терминологии такой этап принято называть «стартапом».

Нужен ли компании на этой стадии PR-специалист? Нет. Более того, он строго противопоказан, как в штатном, так и во внештатном режиме. Причина этому проста – компания только пытается сделать свои первые шаги на рынке. Идея, положенная в основу бизнеса, претерпевает постоянные модификации.

В команде тоже наблюдается движение – присоединяются новые специалисты, а часть отсеивается. Пиарить, по сути, еще нечего. Так как еще не понятно, какой курс развития выберет для себя компания в итоге и какой, соответственно, имидж нужно будет формировать.

Означает ли это, что компания должна функционировать в условиях строжайшего информационного вакуума? Абсолютно нет.

В этот период важнее продвигать свои товары и услуги рекламными и маркетинговыми инструментами. А функцию PR, при необходимости, может взять на себя управляющий директор или основатель компании.

История знает примеры, как человек, стоящий у истоков стартапа, вел блог и рассказывал широкой общественности о развитии проекта. Стоит отметить, что такая прямая коммуникация от первого лица к целевой аудитории воспринимается последней более позитивно и лояльно, чем стандартные пресс-релизы.

А вот когда компания отточила свою модель бизнеса и начинает ее уверенно масштабировать, вот на этом этапе уже можно посматривать в сторону PR и выбирать себе наиболее подходящего специалиста.

Чем будет полезен пиарщик компании на этой стадии жизненного цикла?

Прежде всего:

1. Планомерным и своевременным формированием имиджа организации

Компания еще не настолько сильно упрочила свои позиции на рынке, так что донастройка и, возможно, коррекция сложившегося восприятия вполне актуальная задача для пиарщика.

2. Экономией бюджета

Каким бы ни был рекламный бюджет организации, рано или поздно приходит понимание необходимости более эффективного распределения средств. К тому же, к этому моменту компания уже успевает, как правило, оценить отдачу от рекламы и готова пробовать иные, возможно более эффективные инструменты. Особенно, в части повышения доверия к продуктам и услугам компании со стороны целевой аудитории. Грамотный PR в этой области просто незаменим.

3. Качественным диалогом с общественностью и управлением репутацией компании

Чем большая аудитория соприкасается с деятельностью компании, тем больше вероятность распространения неверной или даже негативной информации. Соответственно, вопросы противодействия негативу и управления репутацией организации, как в офф-лайн, так и в он-лайн среде, выходят на первый план.

Компании, которые прибегают к услугам пиарщика на более поздних стадиях своего развития – стабилизации, стагнации, кризиса – рискуют сами себе поставить «подножку».

В моей практике встречалась компания, которая не смогла выиграть весьма привлекательный тендер по причине отсутствия публикаций о ней на протяжении нескольких лет. Несмотря на достаточно длительное присутствие на рынке, ей не удалось подтвердить свой статус надежного партнера в глазах организатора тендера.

Разумеется, в каждом конкретном случае ситуацию с привлечением пиар-специалиста стоит рассматривать индивидуально. И тем не менее, не стоит недооценивать влияние PR на развитие деятельности организации.

 

Снимок экрана 2015-11-02 в 19.47.41Об авторе: 

Антонина Коробейникова, 

бизнес-консультант ArkelTraining.com

В какой момент компании стоит нанимать пиарщика?: 1 комментарий

  1. Давно не приходилось читать подобное. «Советы» г-жи Коробейниковой вызывают в очередной раз чувства глубокого разочарования нынешним состоянием дел в сфере public relations в России. Как говорится — «каков поп таков и приход».

    Давайте конкретно.

    1. PR, как сфера деятельности, понятна всему цивилизованному миру уже много десятилетий и только для отечественного бизнеса, «нет более непонятной и противоречивой сферы деятельности, чем PR», по мнению Антонины.

    2. Совершенно очевидно, что практически ни одна компания в фазе start-up не обходится без услуг PR-специалиста (или агентства). «Раскрутка» компании не может быть эффективной без PR сопровождения с самого начала ее деятельности (не считая, конечно, этапа регистрации). Посмотрите опыт сотен успешных компаний, о чем написаны тонны книг. Но для опыта Антонины мировая практика — пустой звук. Понимаю, мы идем своим путем...

    3. Автор «советов предпринимателю» предлагает основателю компании (или ее исполнительному директору) выступить в роли пиарщика на этапе становления организации. Мне это напоминает практику «многостаночника», которая сейчас захлестнула Россию. Это когда, например, пиарщику предлагается делать все: писать речи руководителю, надувать воздушные шарики на детском празднике, управлять кризисными коммуникациями, бороться за укрепление лояльности персонала, а между делом разработать информационную политику компании, ее коммуникационную стратегию и тактику. А пиарщику-то 24 года от роду...

    Антонина, человек, который не имеет опыта работы в сфере public relations, даже, если он и основатель компании, не сможет справиться с этой задачей, ну, конечно, не считая России, где практически каждый руководитель глубоко уверен в то, что он родился пиарщиком.

    4. А чего стоит такая рекомендация "Компании, которые прибегают к услугам пиарщика на более поздних стадиях своего развития – стабилизации, стагнации, кризиса – рискуют сами себе поставить «подножку»! Я понимаю, что управление кризисными коммуникациями в России, как одна из важнейших частей PR, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Отсутствие опытного пиарщика в компании в условиях кризиса, это не только «подножка» компании, это во многих случаях потеря репутации, а порой и конец бизнесу.

    Читать подобные опусы грустно. Они вызывают горестную улыбку. Может быть они появляются в Сети, чтобы вызвать дискуссию на заданную тему, но для этого, поверьте, есть другие пути. Совсем другие.

    Искренне Ваш,

    Пиарщик

    с 17-летним опытом работы в этой сфере и 11-летним опытом работы в международной информационной журналистике.