Новая личная эффективность. Как я разрешила себе отдыхать благодаря карантину

Полтора года назад я написала колонку, которая вызвала одновременно и скепсис, и восхищение. Кто-то писал, что половина — выдумка, а кто-то признавался, что взял те самые лайфхаки на заметку. Карантин (и в большей степени обучение бизнес-коучингу) оказал влияние на мое восприятие эффективных коммуникаций, я пересмотрела свои привычки. 

Перестала назначать встречи на утро

Раньше

Раньше всегда назначала встречи на раннее утро  — частые завтраки с клиентами в  7:30 казались совершенно нормальным делом. Вдохновившись лайфстайлом очень мотивирующих меня людей (особенно из Лондона и Нью-Йорка), я постепенно превратилась в «раннюю пташку». В  6 утра пробежка, в  8  — завтрак с партнером и в  9 уже старт рабочего дня. 

Я жила в таком режиме три с лишним года и чувствовала себя как рыба в воде. Чтобы вовремя выйти на пробежку или тренировку, я иногда вставала в 5 утра.

Сейчас

На карантине жизнь замедлилась: встречи перешли в Zoom, рабочий «часовой пояс» чуть сдвинулся, ответы на сообщения и письма всё чаще стали приходить после 10  утра. Мой график тоже сместился: пробежки стали дольше, медитации  — чаще, чтение за завтраком  — больше. 

И я осознала: утро должно быть моим. Я хочу, чтобы это было «мое утро», а значит, встречи и звонки можно назначать не раньше 11:00. Сейчас, когда карантин сняли, я начинаю встречи в полдень и чувствую себя абсолютно счастливой. 

Мой нынешний распорядок выглядит примерно так: встаю в  8 утра, медитирую, пью воду, быстро проверяю, нет ли срочных сообщений, и выхожу на пробежку. С  9:45 до  10:30 спокойно завтракаю, читаю книгу. В  10:30 начинаю работать: проверяю почту, делаю звонки или выезжаю на встречи.

Перестала назначать по 5–6  встреч в день

Раньше 

До карантина я, кажется, шла на мировой рекорд по количеству встреч в день. Как правило, это были быстрые встречи по 30–40  минут в одном кафе, редко — в каких-то разных местах. Встречи проходили быстро и по делу — как мне казалось, так я экономила время, и свое, и чужое. 

Сейчас

В период всеобщей самоизоляции у меня было много времени проанализировать отношения с клиентами, партнерами и сотрудниками. Я начала курс с новым коучем и в итоге осознала, что за 40  минут нельзя узнать человека глубоко. 

Сейчас у меня максимум две встречи в день, длятся они по 1,5–2  часа. Этого времени хватает, чтобы поработать в адекватном темпе и спокойно поделиться общими наблюдениями, обсудить новости и, например, ситуацию на российском венчурном рынке. 

И обязательно книги! Например, часто спрашиваю клиентов, читали ли они «Думай медленно, решай быстро», и если да, то каких два-три главных тезиса они бы выделили. Наши беседы перестают быть формальными  — они насыщаются теплотой, интересом, эмоциями. 

Сделала упор на глубину отношений 

Раньше

Еще два года назад я проводила рабочие встречи за 30–40  минут и старалась совмещать их с завтраком или обедом. Я предпочитала быстро обсуждать суть бизнеса, запрос человека и «закрывала» встречу решением: либо говорила, что назначу дополнительный звонок, либо обещала вернуться с предложением. Несмотря на то, что всегда тщательно выбирала клиентов, я в большей степени опиралась на свой опыт и похожие кейсы в работе. В конце концов, пул пиар-инструментов не такой большой.

Сейчас

Прежде чем подписать контракт с новым клиентом, я встречаюсь с ним минимум 3–4 раза: нужно понять, совпадает ли у нас mindset, понимаем ли мы друг друга; узнать ценности человека, его личный опыт, жизненные приоритеты, а потом выстраивать теплые отношения. 

На карантине я обновила свой стандартный список вопросов и добавила несколько философских. Например: «Если бы у вас был дом, то какой вид из окна вы бы предпочли: воду (море/океан/озеро), горы или лес/парк? И почему?». Мне интересны рассуждения людей. 

Я начала проводить с клиентами свободное время. Сразу после карантина мы с клиентом в Красной Поляне ходили в горы, катались на квадроциклах. С другой клиенткой в Москве ходили на концерт Мацуева, ездили на авторский ужин в загородный ресторан. Другой клиент пригласил меня на спортивное мероприятие. Так мы лучше узнаём друг друга и яснее видим, как достичь лучшего  результата. При таком общении мотивация возрастает в разы — и я, и команда горим идеей клиента еще больше.

Стала больше делегировать

Раньше

Я и раньше делегировала, но во время карантина, помимо работы как таковой, я брала на себя все задачи по расширению компании: сама нанимала сотрудников, отсматривала портфолио, собирала рекомендации, искала новых подрядчиков или создавала презентации. 

Сейчас

Ближе к лету я поняла, что невозможно идеально делать то, что не лежит в области непосредственно твоей компетенции. Поэтому я наняла дизайнера и попросила его создать корпоративный шаблон для презентаций и коммерческих предложений, подписала контракт с HR-консультантом, которая разбирается в видах мотивации намного лучше, чем я. Еще я нашла помощницу, которая помогает мне с личными и рабочими задачами.

Зарезервировала для себя час отдыха в течение дня

Раньше

Если в обычном режиме работы у меня были переезды между встречами, и в такси я могла хоть как-то перевести дух на 15–20  минут, то в самый разгар карантина я могла сидеть за ноутбуком непрерывно по 12  часов. Часто я обедала и ужинала, не отрываясь от работы. 

Сейчас 

На карантине я прошла полный чекап здоровья. Попросила терапевта прописать мне добавки или таблетки для тонуса и фокусировки. Я стала чувствовать, что, если раньше сфокусировано работала до 6 часов, то сейчас меня хватало максимум на  3–4. Мы стали разбираться, что изменилось. 

Я сдала анализ крови, и выяснилось, что: первое  — у меня повышенный холестерин (оказалось, дело в генетике) и второе  — я перестала делать перерывы в работе. Наш диалог с терапевтом был больше похож на психологическую консультацию. Когда после череды вопросов о питании и спорте она спросила, делаю ли я днем перерывы в работе, у меня покатились слезы. И я решила, что в расписании отныне появится обязательный час на отдых с выключенным телефоном. 

Сделала упор не на консалтинг, а на коучинг

Раньше

Мое взаимодействие с сотрудниками выглядело так: я говорила, что и как надо сделать, они решали задачу. Когда возникали проблемы, я указывала на ошибки и излагала алгоритм действий. Примерно так же строились и взаимоотношения с клиентами: они ко мне приходили с проблемой, я ее быстро решала. 

Сейчас

В июле я закончила программу коучинга в бизнес-академии EY, и она полностью изменила мой подход к решению задач с участием людей. Я перестала решать и начала исследовать и направлять, причем не только в случае с сотрудниками, но и с клиентами. 

Вот пример. Звонит мне однажды клиент и говорит: «Ты знаешь, у нас так много публикаций, а я почему-то им больше не радуюсь». Раньше я бы сказала: «Хорошо, давай писать меньше». Наш диалог сейчас:

— Скажи, а каким публикациям ты больше всего радовался?

— Ну, знаешь, когда мои колонки выходили.

— Сейчас они тоже выходят. А что тебе нравилось в них раньше?

— Комментариев много было, споров.

— Получается, раньше были яркие, спорные темы, а сейчас мы затрагиваем меньше проблем и в итоге не ощущаем обратную связь.

— Да, именно. Хочется брать более острые вопросы.

Проблема была не в количестве публикаций, а в темах. Мы поменяли вектор мысли, и клиент получил желаемое.

На карантине я начала вести развивающие диалоги и с сотрудниками тоже:  чаще задавала вопросы, просила предлагать несколько решений. Например:

— Дина, мне не отвечает журналист.

— Что можно сделать, чтобы он обратил внимание на твое сообщение? Как еще познакомиться с этим журналистом? Кто может тебе в этом помочь?

Резюме

Карантин дал мне понять, что ментальное здоровье важнее карьеры, работы и даже амбиций. Я проработала с коучем свои эмоции, усилила эффект осознания и в прямом смысле прочувствовала, как меняется моя жизнь.

Я замедлилась и оглянулась на то, что я делаю правильно, и на то, что могу делать еще лучше. Снова задумалась, чего я хочу от жизни и бизнеса, и поняла: размеренность  — это не проявление слабости или отсутствия амбициозности, а рациональное распределение сил.

В итоге я вышла на более качественный уровень отношений с собой, клиентами и сотрудниками. Стала замечать, что этот подход пошел на пользу не только мне: они стали наслаждаться не только результатами, но и самим процессом.

Об авторе: Дина Мостовая, международный PR-консультант, основатель Mindset Consulting