33 раза текст согласовывали-согласовывали, согласовывали-согласовывали, да так и не высогласовали. Знакомо? Наверняка, потому что для хорошего интервью нужно сразу несколько компонентов: разбирающийся в теме журналист, хорошо подготовленный спикер и пресс-секретарь, который грамотно организует их встречу. При этом у пресс-секретаря есть масса возможностей сделать так, чтобы интервью никогда не вышло или вышло в таком виде, что лучше бы и не выходило совсем.
Итак, как же превратить интервью в кошмар (для шефа)?
1. Неудачное время
Шеф только что вернулся из тяжёлой командировки и полон энергии после ночного трансатлантического перелёта? Этим непременно надо воспользоваться! Назначайте интервью прямо на следующий день после его возвращения, желательно пораньше — всё равно его биологические часы ещё не перестроились. А уж как хорошо он будет смотреться на утренних фотографиях!
2. Забудьте про подготовку
Списки вопросов, сбор статистики и фактуры — это пустая трата времени. Пусть все видят, что вы — профи и контролируете процесс без всякой подготовки. Да и журналисты потом всё равно начнут спрашивать про что-то другое, дополнительное. В общем, пусть главная тема интервью будет сюрпризом, сохраним интригу до конца!
3. Замена игрока
Бывает так, что даже после ночного перелёта у шефа хватает сил отбиться от интервью и сбежать на очередное совещание. В этом случае отменять интервью ни в коем случае не стоит — спикером может стать любой сотрудник компании, который в данный момент оказался в зоне доступа.
Чем выше должность, тем лучше, он же всё равно ходит на совещания, поэтому в курсе дел. В конце-концов фактуру, цифры, основные тезисы можно дослать журналисту позже, по электронной почте.
А лучше, пусть сам нагуглит.
4. Коммуникационный треугольник
Отличный вариант для тех, кто любит быть в центре внимания. Здесь важно показать, что у вас тоже есть своё мнение. Если оно отличается от мнения спикера — не страшно, смело спорьте прямо при журналисте и доказывайте свою правоту. Можно даже перебивать, менять тему и повышать голос.
5. Пустое место
Самый интригующий и эффективный вариант — это когда пресс-секретарь вообще не присутствует на интервью. Думаете, так не бывает? Бывает! Слушать и записывать беседу руководителя с представителями СМИ совсем не обязательно. Лучше потом прочитать уже готовый материал. Наверняка же журналист всё правильно понял.
Как превратить интервью в кошмар (для журналиста)?
1. Неудачное время
Назначьте интервью пораньше, а потом, когда корреспондент уже приехал к вам в офис, сдвигайте время. Лучше несколько раз. С 9 утра на 11, затем на 14 часов и под конец — на 19 часов. Извиняться при этом не обязательно, пусть почувствуют, какой занятой человек ваш спикер.
2. Забудьте про подготовку
Если вы не цените время своего руководителя, то что уж говорить о времени журналистов? Справки, бэки, графики, аналитические отчеты — высылать их корреспонденту перед интервью точно не нужно. Всё, что нужно, ваш спикер озвучит на интервью сам.
3. Замена игрока
Вы уже поняли — у хорошего пресс-секретаря не бывает плохих спикеров. Поэтому смело обещайте всем эксклюзив с председателем, а в последний момент меняйте его на менеджера проекта. Какая разница, кто будет рассказывать о достижениях ваше компании?
4. Коммуникационный многоугольник
И о любимом — о процессе согласования. Оптимально, если регламента согласования не существует, а в процессе могут участвовать и в полной мере ощутить свою сопричастность абсолютно все дирекции и департаменты компании. Ещё лучше, если у каждого согласующего будет возможность добавлять новых согласующих.
Правки, больше правок! Пусть журналисты видят, как вы трудились над текстом. Работайте спокойно, никто никуда не торопится.
5. Пустое место
Ну, вы поняли — достаточно просто самоустраниться. Очень быстро журналисты поймут, то лучше звонить напрямую вашим топ-менеджерам, а не в пресс-службу. А потом и публиковать без всяких согласований.
Об авторе:
Мария Рыбакова,
начальник управления коммуникаций и информационной политики
ПАО ОМЗ