Итоги НеФорума: 4 вывода о работе с блогерами

С 3 по 5 июня прошел, практически культовый в узкий кругах, НеФорум блогеров в Казани. Одно из «топовых» событий сразу множества сфер: игровая индустрия, маркетинг, PR, HR, SMM и, конечно же, blogging.

Фото: Фотобанк Фотодженика

С распространением скоростного интернета, социальных сетей и общего повышения компьютерной грамотности, каждый, абсолютно каждый, уже стал блогером. Само понятие «блогер» потеряло ценность. Культ блогов начинает разрушаться.

Как специалист по блоггингу, я порядком устал от того, что блогерами затыкают любые дыры в PR и маркетинге, а сам блоггинг до сих пор многими специалистами считается эдакой палочкой-выручалочкой, с помощью которой можно добиться всего, надо лишь захотеть/постараться/подумать как следует/подобрать нужное агентство.

Тем временем ландшафт блоггинга сильно изменился за последние три года: большой бизнес, бренды, госкорпорации и политики открыли для себя то, что пока они работали с Живым Журналом, Твиттером и Вконтакте, появились и массово распространились какие-то перископы, твичи, ютубы, коубы. И даже «Одноклассники» изменились! Новые форматы – старые проблемы.

Какие же выводы можно сделать по итогам прошедшего НеФорума?

1. Живой Журнал: то, что мертво, умереть не может

Только когда я пришел в ЖЖ, его сразу начали хоронить. Вот уже 10 лет длятся похороны, а площадка все никак не умрет. В чем же там дело и стоит ли хоронить ЖЖ?

На самом деле и да и нет. ЖЖ был и есть площадкой, на которой критический перекос в сторону «тех самых ламповых» блогеров конца двухтысячных. В этом плане ЖЖ умер уже давно, банально не смог адаптироваться. Но живы сами авторы Живого Журнала. Авторы, которым жалко уходить, даже несмотря на всякого рода сумрачные эксперименты редакции Livejournal.

Опыт ЖЖ целесообразно изучить любому блогеру или специалисту в этой сфере – авторы Livejournal прошли все те же грабли, набили те же шишки и получили тот же опыт, что сейчас получают, набивают, проходят авторы всех «новых» площадок и специалисты, работающие с ними.

Те же болезни роста и поиска контента, та же война за свои права с площадкой, те же споры с рекламодателями, те же выстраивания отношений с подписчиками. В действительности – абсолютно ничего нового.

Блогерам ЖЖ же стоит посоветовать больше пробовать другие форматы, учиться работать на новых площадках и избавляться от установки «да все сами ко мне придут».

Учитесь быть лидерами мнений, а не просто «писателями в блог». Учитесь себя продавать, не теряйте активность.

Ведь вы превращаетесь в ворчливых стариков, которые осуждают Ютуб за то, что он есть, а НеФорум за то, что это не узкая тусовочка ЖЖ, а площадка, адаптирующаяся к современности.

2. Лидер Мнений – профессиональный блогер

«Писатели в блог» больше не нужны. Объективно «блогеров» — тысячи тысяч в современном мире и при текущем технологическом развитии. Нужна компетентность, грамотность, умение работать с материалом, ответственность перед заказчиком и читателем, качество работы, совмещение форматов, энергичность, — все, что способно выделить вас, не как блогеров, но как лидеров мнений (ЛМ, opinion leader, influencer).

ЛМ – не рядовой блогер, которым сейчас является абсолютно каждый пользователь соцсетей. Это следующая ступень эволюции формата блоггинга.

Лидер мнений разбирается в узком круге тем, погружен в них, постоянно интересуется своими темами и развивает личные компетенции, его слово и рекомендация действительно имеют влияние на общество и определенные группы людей (слово и рекомендация рядового блогера теперь не выходит за рамки личных знакомств).

Лидеров мнений достаточно мало, в некоторых отраслях и вопросах их буквально можно пересчитать по пальцам двух рук. Ими можно стать как развиваясь по пути блоггинга, так и в дополнение к уже имеющимся заслугам и опыту.

Это одно из ключевых отличий ЛМ от блогера – блогер практически неотделим от платформы, они друг без друга не существуют, ЛМ же спокойно может существовать без одного, двух и даже всех каналов присутствия в социальных сетях и блог-платформах, и продолжать быть известным и популярным.

Никогда ранее блоггинг не подходил так плотно к журналистике, и вполне очевидно, что вот он – прообраз журналистики будущего.

3. Вперед к прозрачности

Рынок блоггинга никогда не отличался прозрачностью, что бы там ни говорили на конференциях и в чем бы ни уверяли «эксклюзивные представители» очередного блогера. Причем, рынок не сможет добиться прозрачности, которой хотели бы заказчики и бренды, даже в ближайшей перспективе.

Однако с прошлого года наметился устойчивый тренд в образовательном процессе: выросла общая компетенция специалистов маркетинга и PR по блоггингу, тема блогов на конференциях стала более открытой и популярной.

Базы данных блогеров распространились повсеместно и одновременно с этим потеряли всю свою ценность. Настало время, когда результаты кампаний в блогосфере можно прогнозировать, основываясь на математике, а не на основе астрологии и шаманизма.

Есть призрачная надежда, что уже в конце этого года блоггинг будет прозрачнее, понятнее и более интегрирован в маркетинговые и PR-кампании, чем за все время своего существования в России.

4. Новые форматы и площадки – однозначно пробовать, но однозначно аккуратно

Небольшое открытие для некоторых специалистов — есть блоггинг помимо Facebook и Livejournal! Он не менее (а часто — даже более) активен, разнообразен, ярок и интересен. И его нужно учиться понимать, просчитывать и интегрировать в проекты.

Осваивать новые форматы и площадки нужно в обязательном порядке – чем быстрее, тем лучше будет экспертиза и тем более релевантным будет опыт.

Однако действовать нужно аккуратно, через «проводников».

В этом году многие — не побоюсь этого слова — ломанулись в видеоблоги, и успели получить не самые лучшие результаты, спалить кучу денег, нервов и времени. Само собой, теперь все принялись «дуть на воду» и жестоко экономить, иногда даже вопреки здравому смыслу.

В этом вопросе едва ли не ключевую роль играет образование и самообразование специалистов по PR и маркетингу. Поэтому требуйте у начальства образования. Не денег (потому что в кризис их все равно не особо), не новых должностей — требуйте образования! Курсы, академии, второе высшее, конференции по профилю – появилось очень много инструментов и практик, которые необходимо осваивать. Это справедливо и для блогеров «старой волны» — время изучать новые возможности, технологии, форматы и подходы.

Возвращаясь непосредственно к НеФоруму, хочется порадоваться за организаторов, что наконец-то получилось собрать блогеров с разных площадок на одном мероприятии. Это не первая попытка подобного формата, но первая удачная.
При должном подходе и качественной организации следующий НеФорум может стать той самой площадкой, где брендам можно будет находить авторов с различных площадок, а авторам – интересные предложения и возможности от брендов.

 

Снимок экрана 2016-06-14 в 14.16.23Об авторе: 

Игорь Чубенко, 

консультант по работе с блогерами и лидерами мнений