Надежда Макова: «Мы готовим специалистов, которых еще нет, но они уже очень нужны индустрии»

В Москве в этом году на базе первого университета креативных индустрий Universal University открывается Школа продвинутых коммуникаций MACS. О перспективах отрасли, подготовке востребованных специалистов и качественно  новом подходе к обучению рассказывает директор Московской школы коммуникаций MACS Надежда Макова.

  Надежда, как вы оцениваете состояние дел  с образованием в креативных индустриях? Как выглядит в этой сфере Россия  по сравнению с другими странами?

  — Пока, к сожалению, ситуация требует улучшения. 70% креативных услуг в нашей стране — зарубежного производства. До половины доходов рынок теряет из-за неразвитой инфраструктуры, в первую очередь – из-за отсутствия специалистов мирового уровня и отсутствия актуального фундаментального образования в отрасли. Плохо работает система повышения квалификации профильных специалистов.

Несмотря на постоянно растущую роль в развитии бизнеса, креативные индустрии в России до сих пор не считаются видом экономической деятельности и, соответственно, не входят в число приоритетных направлений развития высшего образования. В них занято 4% активного населения страны, в среднем по миру этот показатель составляет 1%.  В Москве  это — 17% рабочих мест, в Питере — 10%.

  — При этом в России много программ подготовки PR-специалистов, в том числе в ведущих вузах страны, помимо этого — огромное количество  различных интенсивов, авторских методик, менторских курсов. Зачем нужна еще одна школа?

  —  Действительно, более 100 вузов в нашей стране имеют лицензию на подготовку PR-специалистов. Однако система преподавания в вузе устроена так, что настоящие практики индустрии не успевают, да и не заинтересованы там работать, ведь им некогда заполнять отчеты, составлять программы курса, ходить на собрания кафедры.

Российское классическое образование предполагает сугубо теоретический подход. Программы обновляются гораздо реже, чем обновляется сама индустрия. В результате, попадая на работу, молодые специалисты слышат что-то вроде: забудь всё, чему тебя учили, теперь начинается практика.

Авторские методики, менторские курсы, экспресс-«прокачки» — это хорошо, наверное… Но я за более фундаментальный, комплексный подход. Если уж учиться, то у лучших, на живых проектах с полным погружением в индустрию. Ни одна экспресс-методика не дает вам ни гарантий, ни официального диплома. Довольно спорная инвестиция в будущее.

 — В чем отличие вашего подхода от классического образования?

  — Мы выступаем за индуктивный подход: сначала практика, потом теория, вместо списка дисциплин – последовательность проектных модулей, основа дизайна программ – реальные и актуальные задачи индустрии. Преподаватели MACS — это исключительно практики, которые зарекомендовали себя в серьезных проектах, получили высшие профессиональные награды.

Во время обучения студенты работают над живыми проектами по релевантным брифам индустрии и нарабатывают собственное портфолио уже в процессе обучения. Кроме того, постоянная обратная связь, как от студентов, так и от преподавателей и индустрии помогает точно определить, какие навыки и инструменты наиболее востребованы именно сейчас. На основе этого будет проходить регулярное обновление образовательных программы.

  Каков официальный статус школы? Какие дипломы получат выпускники?

  —  MACS – это лицензированное профильное обучение самым актуальным специальностям отрасли. Наши студенты получают диплом дополнительного образования установленного образца.

 — Если студенты MACS вовлекаются в реальные проекты ради портфолио, стоит ли в принципе получать образование в сфере коммуникаций? Возможно, проще сразу устроиться в агентство и овладеть профессией «в полях»?

 —  Возможно. Многие так и поступают и будут поступать. Но я против хаотичного освоения профессии методом проб и ошибок. Коммуникации — это не простое ремесло. К ним нужен структурированный подход. Если студенты делают ошибки в процессе учебы, они ничем не рискуют. Если они их делают на практике — от этого страдает индустрия. Результативность и эффективность падают, доверие к профессионализму отрасли снижается. Плохо всем.

Кроме того, во время учебы студенты работают под руководством куратора и преподавателей, с которыми обсуждают, анализируют проекты, делают работу над ошибками, встречаются с международными экспертами. Они не только приобретают актуальные практические навыки, но и структурируют свои знания, получают комплексный набор компетенций и максимальное конкурентное преимущество.

    Расскажите, какими проектами вы занимались раньше? 

—  Каждый проект моей команды – продюсерского центра Live.Group – это довольно ощутимый толчок для развития событийной индустрии. За последние несколько лет мы реализовали целую серию крупных проектов: международный фестиваль European Best Event Awards (который благодаря усилиям нашей команды впервые за 12 лет существования прошел в России 2 года назад) , запустили международное издание Live Communication Magazine, учредили первую и пока единственную профессиональную премию event площадок Live.Venues Awards, премия Top50byLive, международный фестиваль событийного маркетинга и коммуникаций bema!.

Нам нравится менять индустрию, двигать её вперед и развиваться самим.  За последние пять лет наша команда запустила важные проекты с пометкой «впервые». В этом году проектом, который перевернет индустрию коммуникаций, станет MACS. И это тоже будет впервые.

На фото: Андрей Рощевкин (Московская школа музыки), Екатерина Черкес-заде, (директор Universal University), Дмитрий Панов (Московская школа музыки), Надежда Макова (директор Московской школы коммуникаций MACS).

 —  Вы сделали много самостоятельных проектов для развития индустрии коммуникаций. Почему сейчас решили развивать образовательный проект? 

 —  Это самое логичное и верное продолжение всего, чем я занималась последние десять лет. Все мои проекты были подчинены одной цели — сделать индустрию коммуникаций (в частности, событийных) более профессиональной, зрелой, продвинутой. Мне важно приносить пользу и двигать прогресс. Я долго искала возможности развития через профессиональные премии, запуск и поддержку медиапроектов. Но очевидно, что российской индустрии коммуникаций прежде всего не хватает инфраструктуры, отсутствуют профессиональные стандарты. Эту проблему можно решить только за счет образования. Качественного, практичного, адекватного рынку. За 10 лет в индустрии буквально каждый день мне задавали один и тот же вопрос: «Где взять продвинутых специалистов?» Теперь у меня есть ответ. Теперь есть MACS. И безусловно главная сила Школы — это самая мощная операционная и ресурсная база в России, которая у нас есть благодаря Universal University.

  —  Каких студентов вы ждете в MACS ?

 —  Прежде всего осознанных. Наши студенты приходят на программы дополнительного образования не потому что «родители решили», а потому что «мне это необходимо, чтобы двигаться вперед». Потому что они решили быть в этой индустрии всерьез и надолго, и понимают важность структуры и фундаментальной базы. У них уже есть профессиональный бэкграунд, есть план, цели. Зачастую они совмещают учебу и работу. Ну и конечно, это люди, которые идут в ногу со временем, живут с широко открытыми глазами. Люди, которые понимают возрастающую ценность креативных профессий. Люди, которых не смогут через 10 лет заменить роботы.

  —  Какие специальности смогут получить студенты школы MACS?

 — Мы будем готовить профессионалов, которых нет, но которые очень нужны рынку: это репутационные менеджеры, эксперты по развитию бренда работодателя, эксперты по интернет маркетингу, эксперты по цифровой трансформации, корпоративные лоббисты, менеджеры по событийному маркетингу, продюсеры специальных событий, фандрайзеры.

 —   Cколько лет длится обучение? 

   —  В этом году мы запустим три основных формата обучения: фундаментальные программы дополнительного образования продолжительностью в академический год (9 месяцев); семестровые программы повышения квалификации (от 2 до 4 месяцев) и краткосрочные интенсивы (от 3 до 6 дней) для тех, у кого совсем мало времени, но в то же время остро ощущается потребность в освоении конкретной практики в сжатые сроки.

Вообще я убеждена, что обучение специалистов коммуникационных профессий должно длиться всю жизнь! Только принцип lifelong education поможет коммуникаторам нового времени остаться на плаву, быть востребованным в индустрии и двигаться на 10 шагов впереди своих коллег.. 

  —  По каким программам планируется обучение специалистов в сфере digital и event? Насколько я знаю, в России нет специальностей «цифровая коммуникация» или «событийный менеджмент».

 —  Не было. Теперь есть. Система образования по данным направлениям практически отсутствует. Наш подход — сначала практика, затем теория и снова практика. Мы объединяем профессиональный опыт лидеров рынка и академическое качество обучения, анализируем лучшие международные программы по этим направлениям, добавляем все реальные «боли» индустрии. Получились первые академические программы по digital и event маркетингу в России. Да, именно так.