Карьерный кризис в PR. 4 стратегии на вторую половину профессиональной жизни

Когда работаешь в коммуникациях всю свою сознательную жизнь, в какой-то момент начинаешь замечать, что те, с кем ты шел вместе по карьерной лестнице лет 10-15, вдруг перестали ловить кайф от нахождения в постоянном цейтноте и общения с клиентами и руководством в режиме 24/7. 

Дальше все больше слышишь разговоры о том, что роль PR в компании недооценена, а сил биться за бюджеты  и доказывать значимость функции больше нет. А потом появляются мысли о собственной ценности и вопрос «зачем вообще все это?». Такие вопросы, сомнения и разговоры означают одно – профессиональный кризис.

Действительно, по достижении определенного профессионального уровня карьерный рост в сфере PR и коммуникаций, как правило, прекращается. Директор проектов или заместитель директора крупного агентства, руководитель отдела коммуникаций бренда или компании, PR-директор – что дальше? Неожиданно оказывается, что для многих профессионалов, усердно строивших карьеру многие годы, будущее довольно туманно и не сулит ярких перспектив.

Исследования показывают, что происходит это после 35 – ближе к 40. Мой опыт также подтверждает это.  Опросив около 60 опытных PR-специалистов из разных стран, находящихся на этапе «переосмысления себя на вторую половину жизни», я отметила несколько определенных тенденций.

Пути выхода из кризиса

1. Свое агентство, консалтинг. Часть профессионалов, достигших топовых позиций, бросают все и создают собственные агентства, надеясь привнести свои навыки управления, стратегии и лидерства в работу с клиентами. Другие уходят в консалтинг.  Так или иначе, они осознают, что пришло время диверсифицировать свою деятельность и двигаться вперед.

2. Уход в другую сферу. Все более популярным вариантом выхода из кризиса становится кардинальная смена рода деятельности или создание параллельного проекта. Я являюсь ментором нескольких пиарщиков, которые сейчас возглавляют стартапы. Одна из них, топ-менеджер глобальных брендов с 18-летним стажем, признает, что устала от мира корпоративных коммуникаций.

Ощущение того, что она не влияет не только на бизнес, в котором работает, но и на общество в целом, подвигло ее переключиться на создание полезного сервиса, и она запустила технологический стартап в сфере моды. Другая, обнаружив, что ее позиция бренд-директора крупной компании оказалась под угрозой упразднения, получила таким образом толчок к переключению на деятельность, которая до того момента была ее увлечением, и открыла собственную школу осознанности (mindfulness).

3. Новое самоопределение через обучение. Какой бы путь ни выбрал человек, он сталкивается с необходимостью быстро развить новые навыки. От лидерских качеств и управления бизнесом для запуска нового агентства до райтинга, media relations и IPO коммуникаций или глубокого погружения в цифровые технологии и аналитику.

Важной надстройкой ко всем этим навыкам сегодня является креативность. Стимулирование и развитие креативности, превращение ее в часть жизненной силы компании или стартапа – уже само по себе задача для специалистов по коммуникациям.

Часто в центре внимания обучающихся находятся смежные отрасли, такие, как цифровые технологии, новые методики и образовательные платформы, а также текущие изменения в законодательстве, касающиеся, например, таргетинга и продвижения или таких нововведений, как Общий регламент по защите данных (GDPR).

4. Менторство. Еще одна вещь, о которой постоянно говорят профессионалы на этом переломном этапе своей карьеры и жизни. Установка векторов и поддержка – это бесценный, а может быть, и самый главный ресурс в преодолении экзистенциального кризиса для тех, кто уже прошел длинный профессиональный путь. К тому же, он полностью отвечает потребностям постоянного обучения. Совершенно очевидно, что индустрии нужно сделать шаг в этом направлении.

Об авторе: Наталия Бучельникова, основатель и руководитель Buman Media, основатель Future Communicators Accelerator

Главное фото автора Ricardo Esquivel Pexels