Знать врага в лицо. Как провести конкурентную PR-разведку

Начиная свой собственный бизнес, многие предприниматели не задумываются о том, чтобы в полной мере оценить конкурентов, в том числе и с точки зрения PR. Считается, что сначала нужно продать какую-то часть товаров и услуг, заработать первую клиентскую базу, а уже потом уделять внимание изучению рынка, трендов и явных лидеров.

Между тем, детальный анализ конкурентной среды дает бизнесмену несколько важных преимуществ, и правильно запущенные стартапы проделывают всю эту работу до момента запуска, отчасти поэтому они и остаются на рынке. Предлагаем вам пошаговое руководство по конкурентной разведке.

Понимание своего потенциала в выбранной сфере

Все зависит от количества игроков и уникальности товара или услуги. Например, можно сразу занять 50% рынка, благодаря новой нише и трендовому товару. Или вы продаете аксессуары для мобильных телефонов и попадаете туда, где огромное количество игроков. Здесь доля рынка будет намного меньше, однако, и потенциал высокий: всем нужны чехлы и гарнитуры, так как на каждого человека приходится один-два смартфона.

Определение состава ниши

Важно понимать, сколько игроков уже присутствует на рынке и какова их доля. Это важно по нескольким причинам:

- Вы детально изучите конкурентов, поймете их сильные и слабые стороны;
- Иногда может показаться, что ваш товар уникальный и аналогов ему нет, однако, при изучении оказывается, что это высококонкурентная среда и попасть туда непросто;
- Вы поймете, что сделать, чтобы отличиться от ваших конкурентов и занять максимальную долю рынка.

Определение трендов и тенденций

Это этап, на котором вы понимаете, что сейчас модно, почему одни товары продаются, а другие уже ушли с рынка. Возможно, вы легко сможете привлечь покупателя выгодным предложением, или, наоборот, потребуется много усилий, чтобы занять хотя бы 1% в выбранной нише. Очень часто не удается настроить продажи, потому что товар просто уже вышел из тренда, ведь сегодня все меняется со скоростью света.

Определение решающих факторов продажи

Во время анализа ниши и конкурентов в ней важно понимать, что такого можно предложить, чтобы клиент выбрал вас: низкую цену, яркую упаковку, личный бренд, взрывной пиар. Возможно, понадобится изменить внутренние процессы: сокращение издержек на производственной части, оптимизация. На данном этапе нужно найти тот фактор, который станет решающим для выживания в нише, дальнейшего роста и достижения лидерских позиций.

Сильные и слабые стороны ниши

Через анализ конкурентов можно увидеть, в чем они сильны, а что явно мешает эффективным продажам. В будущем вы сможете перенять успешный опыт и выделиться за счет качественной работы там, где другие явно отстают: сервис, коммуникация с потребителем, личный бренд, яркая реклама и так далее.

Понимание правил игры на рынке

В каждой сфере есть свои правила игры, как законодательные, так и те, что диктует рынок. Если вы предварительно не изучили выбранную нишу, то можно попасть в неловкое положение и настроить против себя других игроков. В случае же детального изучения у вас появится возможность в будущем влиять на рынок и устанавливать собственные правила игры, тенденции и стандарты. В некоторых ситуациях вы поймете, что сможете пойти вразрез с рынком и получить преимущество.

Чтобы анализ выбранной ниши был максимально качественным и эффективным, используйте следующие технологии:

1. Мониторинг поисковых систем — Yandex, Google — анализ сайтов, рекламы, ключевых слов и словосочетаний, которые имеют непосредственное отношение к нише (в этом вам помогут специализированные сервисы — Яндекс Wordstat и подбор ключевых слов Google). Анализируйте, сколько запросов  есть на выбранные фразы, сколько выпадает рекламы, кто в топе выдачи. Все эти данные нужно заносить в таблицу, где вы четко прописываете нужные параметры: цена, реклама, количество запросов и так далее.

2. Подписка на рассылки и социальные сети — смотрите, как ваши конкуренты общаются с подписчиками. Ищите тексты, определите тенденции существующих предложений. Вам интересно читать их или вы можете написать лучше? Все удачные и не очень примеры заносите в таблицу.

3. СМИ — изучение публикаций конкурентов, если такие имеются. Сюда же добавьте отраслевые события и проанализируйте, что делают ваши партнеры: спонсируют, организуют или просто участвуют.

4. Изучение аккаунтов топ-менеджеров в социальных сетях — сейчас несложно найти владельцев компаний и оценить уровень их популярности: есть ли блог, много ли путешествуют, обладают ли экспертной оценкой. Эти люди являются визитной карточкой выбранной ниши. На основе полученных данных вы сможете эффективно выстраивать личный бренд.

Лучше проделать большую работу перед запуском бизнеса, нежели потом подкручивать основные процессы на ходу. Иногда в спешке предприниматели забывают о том, что прежде чем вступить на новую тропу, надо понять, какая она и кто уже стоит на этой дороге, чтобы в последний момент не пришлось искать обходных путей, зачастую убыточных и неэффективных.

Об авторе: Екатерина Азизова, эксперт по маркетингу и соавтор курсов по активации личного бренда для предпринимателей «Будь брендом»

Photo by PhotoMIX Ltd. from Pexels