Снимок экрана 2016-05-19 в 7.53.21

8 инструментов неэтичных коммуникаций, которые лучше не использовать при продвижении

Сейчас модно говорить об этике и экологичности в коммуникациях. Этичные коммуникации — это способы общения компании с потенциальным клиентом, которые происходят по доброй воле и без нарушения личного пространства человека. Но далеко не каждая компания сегодня знает о наличии у их потенциальных клиентов личного пространства. В этой колонке я расскажу о типичных ошибках, а порой и устаревших способах взаимодействия с аудиторией.

Фото: Фотобанк Фотодженика

В век информационных технологий, общедоступного интернета и соцсетей на нас каждый день буквально обрушиваются лавины не всегда нужной информации. Мы устаём и всё чаще фильтруем её — в настройках приватности своих страниц в соцсетях или пополняя чёрный список электронных адресов.

Большинство неэтичных способов коммуникации не работают, и при этом заказчику они обходятся весьма недешево. 

Они раздражают людей и вызывают далеко не самые положительные эмоции. Давайте разберёмся, от каких инструментов сегодня уже лучше отказаться.

1. СМС-рассылки и СПАМ в мессенджерах

Прекратите покупать готовые базы телефонных номеров. Во-первых, это незаконно и любой человек вправе пожаловаться на такую «рекламу» в соответствующие органы, подав заявление лично или через специальные сайты, например, smsnenado.ru. Во-вторых, это ужасно раздражает. Что ещё хуже — абонент вполне может излить свой гнев на назойливый бренд в своих страницах в соцсетях. Оно вам надо?  

2. Звонки на мобильные и домашние номера телефонов с целью подарить какой-то сомнительный сертификат

Смотри пункт 1. И, кроме всего вышеупомянутого, такие звонки не просто раздражают людей, но и отвлекают их. А самое главное — нарушают личные границы. Одно дело смс: стёр и забыл.  Другое дело телефонный звонок, когда ты не можешь не взять трубку. Но на другом конце роботоподобный голос пытается тебе что-то «втюхать», при чём без твоего на то согласия — в большинстве своём эта услуга тебе даром не нужна. Это не просто злит — это бесит. 

3. СПАМ-рассылка на электронную почту

Электронная почта — уже неотъемлемый инструмент нашей жизни: работа, учёба, покупки, да и, в конце концов, все соцсети привязаны к почтовым ящикам. Это такое же личное пространство как рабочий стол или личный дневник. 

Повторюсь — никогда не покупайте готовую базу электронных почтовых ящиков. Да-да, это не законно. К тому же, не факт, что все эти 10 000 адресов всё еще существуют. 

Но самое главное — вы не знаете этих людей, а они не знают вашу фирму. Такая рассылка в никуда — это бесполезно, незаконно и навязчиво. 

Лучше наймите копирайтера и поручите ему вести блог на вашем корпоративном сайте. Или начните вести его сами. Дайте возможность посетителям ресурса (то есть потенциальным клиентам) подписаться на вашу рассылку (и отписаться от неё). Таким образом увеличиться не только конверсия посещения вашего сайта, но и количество лояльных к вашему продукту/услуге людей, а заодно и законная база адресов. И да, если в рассылке будет уникальный и полезный контент, им будут делиться и рекомендовать. А что может быть лучше старого-доброго сарафанного радио?

4. Флаеры, визитки-календари и прочая «раздатка»

Посмотрим правде в глаза — каждый день печатаются тонны никому не нужной макулатуры. Чаще всего это бесполезные схемы метро с рекламой на оборотной стороне, купоны на скидку сомнительных товаров/услуг и прочие «нужные» бумажки. Мы не будем сейчас говорить о том, что текст на таких листовках, как правило, не читается — потому что либо напечатан очень мелко (чтобы впихнуть всё), либо с использованием 3-4 шрифтов в жуткой цветовой гамме. Напечатано всё это на плохо бумаге, а качество полиграфии оставляет желать лучшего. 

При этом, это недешевое удовольствие — в среднем, стоимость тиража и оплата работы промоутеров обойдётся заказчику в 35000 рублей за 5 дней акции. Может, стоит лучше потратить деньги на таргетированную рекламу в соцсетях или Яндекс.Директ?

5. Реклама в почтовых ящиках

Этот способ «рекламы» несколько дешевле предыдущего, но от этого он не становится более эффективным. 

Это всё равно, что стрелять из пушки по воробьям. 

Кто живёт в той или иной квартире? Каковы потребности этих людей? Средний доход? Уверена — ответов на эти вопросы у вас нет, а значит вы действуете вслепую. В 99% случаев эти промо-предложения прямиком отправятся в мусорное ведро. Согласитесь, не самый экономичный способ что-то продать. Сегментируйте вашу целевую аудиторию и подбирайте инструменты под неё. Не пытайтесь охватить всех, потому что это а) дорого б) не эффективно в) устарело.

6. Реклама на асфальте/объявления на столбах/баннеры на заборах

Такая реклама вне закона. Она никем не согласована, а порой и опасна (например, загораживает дорожный знак).  Да и выглядит такая реклама не очень-то презентабельно. Краска на асфальте быстро стирается, объявления/баннеры покрываются грязью и пылью, выцветают. Найдётся мало желающих купить товар/услугу у компании, которая экономит на собственном имидже.

Если руководство хочет наружной рекламы, а бюджет позволяет, обратите свой взор на транзитную рекламу на транспорте. Охват будет больше, а внешний вид вашего рекламного сообщения будет более достойный. 

7. Ростовые куклы/человек-объявление/человек с рупором

Этот вид коммуникации с потребителем и вовсе отдаёт крепостным правом, если не рабством. В жару и холод, под дождём и снегом, как правило, очень молодые или наоборот весьма пожилые люди безжизненными голосами призывают купить цветы/взять микрокредиты или посетить распродажу. 

Какие эмоции возникают у рядового гражданина? Жалость и одновременно раздражение на промоутеров и безразличие к рекламируемой компании. Да, листовку скорее всего возьмут (из жалости), а вот купят что-то вряд ли.

8. Корпоративные подарки

 Вспомните, пожалуйста, какое количество брендированных ежедневников, блокнотов, ручек, календарей, ёлочных игрушек и т.д. вы получаете каждый год от ваших партнеров. Я не говорю о тоннах шампанского и конфет, которые передаривают не один раз. А теперь прикинем эту сумму в денежном эквиваленте.  Впечатляет, да?

А главное — вы правда думаете, что можно одновременно пользоваться пятью, а то и десятью ежедневниками — серьезно?

Естественно, подарки/сувениры к праздникам — это часть делового этикета, и я не призываю его игнорировать. Но, может, стоит задуматься о пользе и уникальности подарков? Например, одна компания потратила свой бюджет на подарки, одарив воспитанников одного из детских домов, а партнеры этой компании получили яркие открытки с благодарностями и детскими рисунками.  Еще одна компания, специализирующаяся на ремонте и обслуживании автомобилей преподнесла своих клиентам и партнерам наборы инструментов... из шоколада. Фантазия тут ограничивается лишь бюджетом. Ну и рамками приличия, конечно.

Этичные коммуникации — это просто. Ставьте себя на место потенциального рекламополучателя: понравится вам ЭТО или нет, будет ли ЭТО вас раздражать, будет ли удобен и приемлем для вас способ этот получения данного рекламного сообщения?

И помните — соблюдение личных границ и уважение к потенциальному потребителю — залог лояльности к бренду.

 

ВасильеваОб авторе: 

Ксения Васильева, 

основатель и директор коммуникационного бюро "Мята"

 

8 инструментов неэтичных коммуникаций, которые лучше не использовать при продвижении: 1 комментарий