Хотят ли компании быть Дедами Морозами: корпоративные подарки или благотворительность?

Конец октября – время задуматься о корпоративных новогодних подарках. Кто-то судорожно листает каталоги сувенирной продукции, а кто-то… шерстит сайты благотворительных организаций. Десять  лет назад в России впервые стартовал проект «Благотворительность вместо сувениров», с тех пор количество его участников медленно, но верно увеличивается. В то же время от традиционных подарков российские компании отказаться не готовы, хотя все более креативно подходят к их выбору.

В 2007 году акцию «Благотворительность вместо сувениров» в России инициировал крупнейший благотворительный фонд «Подари жизнь», который собирает средства на лечение тяжелобольных детей. В своем обращении к публике фонд пишет, что, по экспертным оценкам, ежегодно на корпоративные подарки российские компании тратят 400-650 млн долларов.

По словам представителей фонда, с каждым годом все больше компаний присоединяются к акции. Например, в прошлом году их было 127, вместе они собрали более 35 млн рублей. Примеру известнейшего фонда сегодня следуют практически все благотворительные организации – у каждой на сайте можно найти вкладку «Благотворительность вместо сувениров».

Социальная адаптация вместо конфет

Директор отдела по привлечению средств фонда «Арифметика добра» Анастасия Ложкина приводит примеры, как цена традиционных подарков «конвертируется» в помощь детям. По ее словам, стоимость обычного ежедневника может превратиться в онлайн-урок с репетитором для ребенка из детского дома, ящик шампанского – в три консультации психолога для будущей приемной семьи, а восемь новогодних подарочных корзин с сувенирами из супермаркета – в год обучения ребенка из детского дома и его подготовку к сдаче экзаменов.

Ложкина отмечает, что важно выбрать правильное направление для благотворительности: самые актуальные подарки для обездоленных детей – это средства, вложенные в решение самых острых проблем – обучение и социальную адаптацию. Поэтому на 1 млн рублей, которые собрал за последние два года фонд «Арифметика добра» у корпоративных «Дедов Морозов», было оплачено более 1700 онлайн-уроков для старшеклассников из детских домов.

Подарок со смыслом

Для тех, кто полностью не готов отказаться от идеи подарков, фонды часто предлагают собственные сувениры на заказ, которые рассказывают клиентам и партнерам об акции, в которой принимает участие компания.

Фонд «Подари жизнь» предлагает на подарок открытки с рисунками своих подопечных. В «Арифметике добра» подобные рисунки можно нанести на имбирные пряники или приобрести елочные шары с росписью художников-волонтеров. Ко всем подаркам прилагается информация о деятельности фонда, таким образом, число потенциальных благотворителей увеличивается за счет тех, кто получает подарки.

Собственные благотворительные проекты развивают и сами компании. Head of Special Projects группы компаний RCG Ольга Ломова рассказала о проекте «Крутая штука»: уже 10 лет сотрудники в Новый год посещают детские дома и устраивают там праздник, после которого вместе с детьми раскрашивают фигурки животного- «символа года». Созданные на этих занятиях штучные сувениры идут на подарки партнерам и клиентам.

В дополнение к этому компания начала продавать наборы для творчества, которые так и называются – «Крутая штука». Туда входят краски, кисти и чистая фигурка оригинального дизайна — всё тот же символ наступающего года. Часть средств, вырученных от продажи «Крутых штук» направляется в благотворительный фонд «Здесь и сейчас» для развития программы «Социальная адаптация детей-сирот».

Компания F.I.L.A. Russia дарит нуждающимся свою продукцию – канцелярские и арт-товары. По словам менеджера по маркетингу Марии Квятковской, партнеры закупают у компании новогодние подарки для детей своих партнеров и сотрудников, а F.I.L.A. на ту же сумму отправляет от их имени подарки выбранным детским домам, больницам и сельским школам. Партнерам и коллегам в качестве поздравления с праздником можно отправить открытки или видеоролики, рассказывающие о прошедшей акции.

Новое направление: благотворительные карты

По словам Анастасии Ложкиной из «Арифметики добра», мировой тренд сегодня – это благотворительные карты. Некоммерческая организация из Сиэтла TisBest создала подарочные карты, которые дают возможность получателю выбрать проект, на который будут направлены средства, оплаченные дарителем.  Номинал благотворительной подарочной карты составляет от 10 до 5 тысяч долларов. К проекту уже присоединилась компания Colliers International: они подарили благотворительные карты  на Новый год всем партнерам.

Возможно, в ближайшем будущем российские фонды подхватят эту западную тенденцию, пока же в России нет ни одного ресурса, посвященного только благотворительным картам. Но на сайте мультибрендовых подарочных карт Digift.me в этом году появилась функция «отдать карту на благотворительность». Если ты получил в подарок карту, которой не хочешь пользоваться – можно отдать ее благотворительному фонду, который сможет потратить деньги, равные номиналу карты, на свое усмотрение. В компании видят это как возможность направить на доброе дело стоимость тех  карт, которые не используются.

Около благотворительности

Кроме помощи детям, некоторые компании выбирают другие способы сделать под праздник доброе дело. Творческий директор дизайн-студии LINII Group Михаил Губергриц уделяет особое внимание выбору подарков. В этом году уже в третий раз компания планирует подарить партнерам продукцию российских стартапов. Михаил Губергриц считает, что это отличный инструмент популяризации товаров отечественного производства и посильная помощь маленьким компаниям, начинающим свой путь на рынке.

За пару месяцев до Нового года Михаил обращается к сообществу facebook с просьбой написать о знакомых стартапах. Из присланного в компании выбирают 2-3 варианта и заказывают у этих компаний подарки. В прошлые года LINII Group уже вручали партнерам выбранные таким образом шелковые платки от бренда Sirinbird, деревянные наручные часы от AA Watches, винные наборы от Invisible.

Генеральный директор страхового общества «Помощь» Александр Локтаев рассказал, что компания поддерживает православные святыни. При этом изображения церквей, принявших помощь, появляются на подарках, которые, наряду с благотворительностью, дарят страховщики – фарфоровых чайных парах и тарелках.

Без подарков – никуда

Несмотря на весь этот фестиваль  великодушия, сувенирным компаниям вряд ли придется в ближайшее время остаться без выручки под Новый год. Потому что в России праздник без подарка – не праздник. PR-менеджер ОАО МГТС Ольга Фефелова выражает точку зрения традиционно настроенного большинства российских руководителей:  Новый год у нас четко ассоциируется с подарками, и каждый из нас ждет их на подсознательном уровне.

Лучшим  вариантом поздравления Фефелова считает разделение бюджета на две части: благотворительностью можно заменить изготовление планингов, календарей и ежедневников, в то же время оставить маленькие полезные корпоративные подарки, такие как вино, шампанское, билеты в театр или подписку на онлайн-кинотеатр, мобильные зарядные устройства, что-то для дома. Таким образом можно убить двух зайцев: и социальную ответственность продемонстрировать, и показать партнерам, что вы не забываете об их личных предпочтениях.

Как известно,  хороший Дед Мороз – добрый Дед Мороз. Поэтому, стараясь подготовиться к празднику, не забудьте приготовить подарки и для себя.

Текст подготовила Александра Колпакова