Благоквесты: как игры помогают сплотить приемные семьи

Как помочь приемным детям адаптироваться в новой семье? Для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, пиарщики придумали благотворительный квест-конструктор, объединивший приемные семьи и получивший признание жюри международной премии IPRA. Эксперт агентства Mint рассказывает о проекте, созданном для фонда Amway «В ответе за будущее».

Проблема: каждый десятый приемный ребенок возвращается в детдом

Взять приемного ребенка в семью – смелый и благородный поступок. Однако, не каждый родитель полностью осознает серьезность такого решения: у детей со сложным прошлым зачастую есть психологические травмы, особенности и привычки, сформированные жизнью в детском доме. В итоге взрослые не справляются и возвращают ребенка обратно.

Согласно официальной статистике, такая судьба ожидает каждого десятого приемного ребенка. Для понимания масштаба: в 2011 году в России зарегистрировано 6,3 тысячи случаев отказа от усыновления и опеки, а в 2016 уровень вторичного сиротства вырос на 6%.

Как придумали благоквесты

Исследования показали, что многие люди в России хотели бы помогать приемным семьям, но не знают, как это сделать. Приемным семьям, с другой стороны, не хватает общения с понимающими людьми, которые разделяют их проблемы. Наш проект должен был не только осветить тему вторичного сиротства, но и стать новой формой благотворительности, неким «мостиком» между приемными семьями и волонтерами.

Так появились благоквесты – игры-конструкторы и наборы «квест-боксы», с помощью которых волонтеры получают всю необходимую информацию, чтобы устроить квест в своем родном городе. Организация мероприятия дает возможность оказать финансовую помощь семьям и лично стать частью события, призванного сплотить детей и родителей.  Чтобы получить квест-бокс с инструкциями, нужно просто оставить заявку на официальном сайте фонда.

Квест нацелен на помощь приёмным семьям, но принять участие в игре может любой желающий. В качестве благодарности за участие фонд предлагает участникам оставлять пожертвования (но это не обязательно).  Все собранные средства направляются либо в фонд Amway на программу «С любовью к детям», либо напрямую организациям региона, которые работают с приемными семьями.

 Деньги могут быть направлены на обучение специалистов этих организаций, на реализацию локальных проектов по профилактике вторичного сиротства.

Игры, объединяющие семьи

Волонтеры и добровольцы фонда Amway «В ответе за будущее» стали основной движущей силой нашего проекта. Они помогли распространить информацию о благоквестах и сыграли ключевую роль в их проведении. Также важными участниками пилотных игр стали приглашённые журналисты. Информация о проекте была размещена на сайте фонда и его официальных страницах.

Как выглядит квест? У каждой игры есть основная цель – например, разгадать «код счастья». Участники делятся на команды по 8-10 человек, выполняют различные задания, которые помогают им сплотиться, пообщаться и найти совместные решения.

Такая игровая механика позволяет приёмным родителям и их детям не только интересно провести время, но и лучше узнать друг друга, стать настоящей командой. Кроме того, участие в проекте помогает семьям познакомиться с волонтерами в своем регионе и с другими приемными родителями, с которыми можно поделиться опытом и помогать друг другу в сложные моменты.

Одним из препятствий при реализации проекта стало общее отношение россиян к программам корпоративной социальной ответственности. К сожалению, это направление пока слабо развито, и люди мало знают о нем. Вторая трудность – размеры нашей страны. Механика проекта должна была стать универсальной для всех её регионов. Поэтому все этапы благоквестов были тщательно спланированы.

Перед нами стояла задача доступно рассказать о преимуществах нового формата, объяснить, почему он способен эффективно решать проблемы вторичного сиротства, и дать людям простые инструменты для его воплощения.

Мы стремились разработать механику, которую могли бы воспроизводить своими силами даже неподготовленные волонтёры, и разработали «квест-боксы». Каждый из таких наборов снабжен тщательно составленными и максимально понятными инструкциями для проведения игр как на улице, так и в помещении. С помощью квест-боксов свой квест может организовать любой желающий, в любом населённом пункте России.

Итоги

 Результаты превзошли наши ожидания. За первые четыре дня после запуска проекта было подано 50 заявок. Менее чем за год мы получили 302 запроса от волонтёров из 107 разных городов России. Сейчас уже организованно 15 квестов в 10 городах страны, в которых приняли участие более 1,5 тысяч человек (в том числе 103 приемных семьи и 300 детей-сирот).

Проект помог собрать более 300 тысяч рублей для фонда Amway «В ответе за будущее», которые были направлены на программу «С любовью к детям». Благоквесты получили премию Eventiada IPRA GWA 2017 и IPRA GWA 2018.

Информация о квестах распространялась через внешние и внутренние каналы коммуникации: пресс-релизы, посты в соцсетях, приглашение журналистов на квесты, интеграция квестов в программу московских и региональных фестивалей и праздников, корпоративная рассылка, заметки в журнале компании.

Большой вклад внесли волонтеры, которые после прохождения квеста рассказывали своим коллегам о такой уникальной возможности помочь приемным семьям.

За время существования проекта вышло более 60 публикаций в федеральных (таких как «ТАСС», «Forbes», «Эксперт») и региональных СМИ. Материалы о «Благоквестах» продолжают выходить по мере проведения игр в различных уголках России.

Благоквесты стали настолько популярны у волонтеров, что мы разработали зимний вариант квеста, чтобы проект мог реализовываться круглый год. Формат продолжает жить и развиваться – на сайте фонда регулярно появляются новые заявки на организацию квестов. С каждым месяцем всё больше мам и пап становятся ближе к своим приёмным детям, а дети проникаются доверием к родителям.

Об авторе: Анастасия Григорьева, директор направления корпоративных коммуникаций, агентство Mint (BBDO Group)